Журнал №189, июнь 2019

Экспедиция на Землю Франца-Иосифа: братство, сотрудничество и новые открытия

Интервью записала Люси МакНил, участница экспедиции
20 августа 2013
/upload/iblock/d8a/d8ab8e4e5a8a89c6fe667f299df154ac.jpg
Люси МакНил взяла интервью у Марии Гаврило – заместителя директора национального парка «Русская Арктика» по научной работе. Мария рассказала о результатах первой половины экспедиции.
Экспедиция едва преодолела половину пути – как бы вы оценили сотрудничество и товарищество команд на корабле? До сих пор это было очень интересное и насыщенное путешествие. Множество незнакомых людей работают вместе, нам доступны новые методы и исследовательские возможности. Вне зависимости от профессиональной специализации, все участники высоко квалифицированы и с энтузиазмом отдаются работе. У всех нас есть богатый опыт, который зачастую доставался очень трудным путем, и все-таки мы смогли найти общий язык и сложить воедино свои знания, идеи и возможности. Я верю, что нас объединяет общая цель – понять и изучить жизнь этого труднодоступного полярного региона. Я надеюсь, что наши объединенные усилия создадут эффект снежного кома и приведут к потрясающим открытиям. В то же время, работать в столь разнообразной команде непросто. Наша безграничная креативность натыкается на некоторые проблемы: ограниченное время, человеческие и технические ресурсы, а также конфликт природных интересов. Например, моржи обычно баламутят воду вокруг своих лежбищ, что затрудняет сбор подводных образцов. Птицы, которых изучает моя команда, как правило, избегают мест, которые нужно описать нашим геоморфологам. Но мы справляемся… Вы уже бывали на Земле Франца-Иосифа. Расскажите, на чем вы делаете упор в научной работе в этот раз, и какие аспекты важны вам лично. Я – орнитолог и морской зоолог, так что для меня основная научная задача – оценить текущее состояние популяций полярных морских птиц и животных в условиях меняющихся климатических условий и под влиянием человека; а также оценить здоровье популяций и морских экосистем в целом. Морские птицы – это хороший показатель состояния экосистемы, так что изучив птиц, их распространение, численность популяций, привычки в кормежке и уровень загрязнений в их тканях, я могу увидеть общее положение вещей в местных морских экосистемах. Птицы представляют для меня не только профессиональный интерес, но и личный. Мой последний крупный проект был посвящен белым чайкам – одним из самых немногочисленных и наименее изученных морских птиц в мире. Вместе с белыми медведями этот вид чрезвычайно зависим ото льда; он также является одним из наиболее характерных для Арктики, хотя широкой публике не особо известен. Российские колонии составляют почти две трети мировой популяции белых чаек, а на Земле Франца-Иосифа находятся самые крупные птичьи базары Баренцева моря. Каждое лето я приезжаю в Арктику и пытаюсь отслеживать как можно больше колоний. В этой экспедиции мы первым делом посетили скалу Рубини, где находится один из крупнейших птичьих базаров архипелага. Белые чайки там водятся в изобилии и растят птенцов. Во время этой экспедиции мне также посчастливилось открыть совершенно новую колонию. Не могли бы вы описать свои методы полевой работы, начиная с момента, когда вы высаживаетесь на конкретный остров с надувной лодки? Перед тем, как отправиться на место, я проверяю доступную информацию о жизни птиц и биологическом разнообразии региона, чтобы спланировать работу на месте. Применяемые полевые методы могут варьироваться в зависимости от популяций птиц и животных, которых мы ожидаем встретить. Иногда мы ограничиваемся визуальным осмотром – проходим по местности и регистрируем всех птиц, каких видим вокруг, а также пытаемся найти в тундре их гнезда или птенцов. Всех найденных птенцов окольцовываем. На птичьих базарах мы проводим визуальные и фотографические оценки численности популяций. В начале экспедиции мы изучали распространение морских птиц в море во время сезонов неразмножения, то есть с конца лета и всей зимы вплоть до весенней миграции. Для этого мы поймали 70 представителей трех видов морских птиц и оснастили их миниатюрными геолокаторами. Следующим летом нам пришлось вернуться, чтобы выловить тех же особей, снять устройства и скачать с них данные. Имея информацию по перемещениям, мы сможем нанести на карту миграционные маршруты и места зимовок, что поможет определить важные места обитания, где птицы не размножаются. Эта информация очень важна для грамотного управления процессами, которые сейчас активно ведутся в морях арктического шельфа. Как, на ваш взгляд, Земля Франца-Иосифа будет выглядеть через 5 или 10 лет? Какие экологические аспекты изменятся к лучшему или к худшему? Относительно изменений окружающей среды сложно что-то сказать, но я однозначно была бы рада летом видеть на архипелаге больше морского льда, который поддерживает жизнь полярных животных и является важным климатическим показателем. Однако последние тенденции говорят о том, что скорее появится больше айсбергов от отступающих ледников, чем морского льда. Благодаря туризму в национальном парке однозначно повысится человеческая активность, а также в некоторых местах будет развиваться наземная инфраструктура. На архипелаге до сих пор осталось несколько довольно крупных свалок, заброшенные здания, используемые и ненужные бочки из-под топлива, гниющее оборудование от предыдущей исследовательской деятельности на архипелаге, с военных баз и метеостанций. Пару лет назад начали проводить масштабную операцию по очистке. На днях мы посетили остров Хейса, где с 1972 года несколько десятилетий работала большая обсерватория примерно с двумя сотнями исследователей. Теперь это единственный постоянно населенный пункт на Земле Франца-Иосифа, где круглый год обитают от 4 до 8 человек. Они живут в недавно установленных кабинках, а комплексы старой станции размещаются вокруг них и по берегам озер. Старомодными зданиями, заброшенным оборудованием и разбившимся самолетом место напоминает заброшенный городок. В следующем году по графику здесь будет проводиться операция по очистке, в ходе которой вывезут все обломки, бочки из-под топлива и прочий мусор. Администрация национального парка планирует оставить старые здания, обломки самолета и некоторое оборудование, включив остров Хейса в комплекс историко-экологического музея под открытым небом – проект, инициированный учеными нацинального парка. Как думаете, насколько полезными могут стать наше научное сотрудничество и его результаты в России и во всем мире? Я, в самом деле, надеюсь, что наше плодотворное сотрудничество подчеркнет важность и преимущества научных исследований в Арктике для лучшего и более широкого понимания мирового биологического разнообразия и процессов, происходящих в полярных регионах и по всей планете. Многие эксперты из разных областей теперь могут представить практически полную картину целой экосистемы вместе со взаимоотношениями между разными уровнями и составляющими. У нас есть прекрасные команды, которые разрабатывают визуализацию и медиа-проекты для представления научных результатов через поразительную красоту природы и диких животных. Над каким следующим «большим» проектом вы будете работать, когда вернетесь из этой экспедиции? Вскоре после возвращения настанет время планировать следующий сезон полевой работы! У меня есть парочка идей для возможных экспедиций на Землю Франца-Иосифа, в которых морские науки будут сочетаться с искусством, но пока что это секрет! Какие советы или рекомендации вы могли бы дать юным читателям нашего блога, которых интересует работа в удаленных/полярных национальных парках? Я была бы счастлива, если бы молодые люди интересовались работой здесь и в других удаленных полярных и морских регионах. Однако здешние места требуют от людей не только преданности своему делу, но еще и соответствующей подготовки. Я бы рекомендовала всем, кто хочет сюда приехать, изучить работы предшественников - ученых, исследователей, путешественников, и прочитать оригинальные публикации. Кроме того, не стоит сужать свои интересы до одной конкретной области – вместо этого лучше познавать общую картину, что позволит понять волшебную специфику окружающей среды. Еще я бы порекомендовала тренироваться и приобретать навыки в основных экстремальных дисциплинах вроде скалолазания, морских операций и выживания в дикой природе. Почитать оригинальный блог Энрика Сала на английском языке можно по ссылке, а здесь собраны все посты русскоязычного блога об экспедиции. Экспедицию на Землю Франца-Иосифа спонсировали Blancpain и Davidoff Cool Water.