Журнал №193, октябрь 2019

/upload/iblock/8a1/8a1e9b41d2ab71a11b06e4f7b61ac0c7.jpg
Современные исследователи, 2018 год
/upload/iblock/8d0/8d03757ef75ccca5491678e5a07dd0ec.jpg
Работники Баргузинского заповедника, 1923 год
Фото: Архив ФГБУ «Заповедное подлеморье»
/upload/iblock/c13/c135c3a8da46d4b5ffbe4d385b74fcc6.jpg
Наши дни: встреча с северным оленем
Фото: Олег Галикаев
Больше ста лет назад исследователь Георгий Доппельмаир провел экспедицию в труднодоступных местах Северо-Байкальского района. Его задачей было спасти от исчезновения популяцию соболя. По итогам изысканий Доппельмаира в 1916 году Николай II учредил Баргузинский соболиный заповедник – единственный в России, основанный до революции, он существует и в наши дни. Недавно группа ученых частично повторила маршрут исследователя.
Наши дни, где-то в чаще Баргузинского заповедника. По траве движется небольшой караван из ученых, у всех – походные рюкзаки.

Териолог Вадим Козулин идет впереди группы. «Тропы по которым передвигаются животные, для людей надежнее любой спутниковой системы: всегда приведут к воде, направят к перевалу, не дадут потеряться в лесу...» – говорит Вадим. В тот же момент среди каменных россыпей возникает северный олень. Животное ничуть не пугается ученых:  неторопливо обходит чужаков и скрывается за перевалом.

Другая встреча ученых с северным оленем произошла где-то в тех же местах больше сотни лет назад. Вот как описывал ее Георгий Доппельмаир, руководитель той давней экспедиции: «Казалось, никогда гармоничное сочетание цветов животного, освещения и оттенков поверхности почвы и растительности не представляло чего-либо более цельного».

Тогда, летом 1914 года на северо-восточное побережье Байкала прибыла группа ученых с миссией государственной важности: спасти от истребления баргузинского соболя. К началу XX века его популяция сократилась до критического состояния – численность животных на тот момент оценивалась всего в несколько десятков особей.
/upload/iblock/403/403e6170a2b1bc90fad21d4162c34919.png

Операцию по спасению и возглавил Георгий Георгиевич Доппельмаир. Соболиная экспедиция длилась два года, а ее итогом стало создание Баргузинского заповедника: его основали указом Николая II в 1916 году.

Спустя столетие в те же места прибыл новый научный отряд. У современных исследователей была своя задача: оценить глобальные изменения в природе за 100-летний период. Кстати, с популяцией соболей в наши дни уже все хорошо, но на грани исчезновения уже другой зверь – черношапочный сурок (тарбаган).
/upload/iblock/d5a/d5afdd4a5497ffd54105ac3bfb79444b.png

Главной сложностью экспедиции стала ее автономность: нужно было определить сложность восхождений, количество дней, запасы еды, а еще хорошо ориентироваться в местах, где нет связи, нет толку от GPS и где вот уже сто лет не ступала нога человека. Одним из самых достоверных источников информации для ученых была книга «Соболиный промысел на Северо-Восточном побережье Байкала», изданная в 1926 году по материалам первой баргузинской экспедиции. По плану поход должен был завершиться через 9-12 дней, но участники, исходя из пессимистичных прогнозов, взяли запасов еды на две недели: рюкзаки были забиты до отказа.

За 10 дней исследователи прошли около ста километров по местам, где уже больше века антропогенная нагрузка официально сведена к минимуму. На пути они сделали более 40 подробных научных описаний в области териологии, орнитологии, ботаники и ландшафтоведения. Полученные данные уже обработаны и оформлены в виде интерактивной карты, которую в ближайшее время можно будет увидеть на официальном сайте заповедника.

/upload/iblock/0ac/0ac60a74e4101d7681822d1ef9d73a5a.jpg

Экспедиция реализована при поддержке Фонда «Озеро Байкал».