Поиск
x
Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Приключения

Wreck diving: путь к причалу

Михаил Семенов
25 февраля 2014
/upload/iblock/b09/b09fc6fbdaf39ea0045b40e913023924.jpg
Фото: Михаил Семенов
Wreck diving – это возможность своими глазами увидеть затонувшие корабли, пережить приблизительно то, что почувствовал Джеймс Кэмерон, когда нашел «Титаник».
Ларнака, Кипр Плата за ошибку. Впервые на «Зенобии» я побывал в 2000 году, ровно через двадцать лет после трагедии. Тогда я еще мало что знал о трагическои? истории судна и даже представить не мог, что захочу вернуться туда еще раз. Прозрачность воды у берегов Кипра отличная, и уже с 17 метров просматриваются очертания левого борта с едва различимыми остатками краски. Когда попадаешь внутрь, кажется, будто жизнь судна прервалась внезапно и все люди сбежали, в спешке побросав вещи. В ресторане, например, сохранились ковры и кофемашины, повсюду разбросаны столы и стулья. Этому перестаешь удивляться, стоит только вспомнить историю судна. Паром «Зенобия» спустили на воду в 1979 году, и, оснащенныи? новеи?шеи? компьютернои? техникои?, он считался настоящеи? гордостью шведского флота. Название ему дали в честь древнеи? восточнои? правительницы Зенобии Септимии Августы. Но так вышло, что первыи? же долгии? реи?с парома оказался последним. На переходе из Сирии в Грецию у «Зенобии» возникли проблемы с остои?чивостью, то есть способностью держать равновесие. Решить ее можно было, загрузив судно дополнительно балластнои? водои?, однако капитан не сделал это, решив сэконо- мить время и топливо. Когда «Зенобия» зашла на реи?д в порт Ларнаки, проблему попытались решить, однако это лишь ухудшило ситуацию – судно зашло в критическии? крен. Единственным выходом было отбуксировать его на расстояние около 1500 метров от берега, чтобы не заблокировать проход в порт другим кораблям. Когда все члены экипажа поднялись на борт, кто-то по ошибке забыл закрыть дверь, находившуюся на критическом уровне над поверхностью воды. Именно через нее вода и хлынула в левыи? трюм. Спасти судно пытались в течение двух днеи?, но безуспешно. 7 июня 1980 года экипаж покинул «Зенобию», и в тот же день паром исчез с поверхности воды, оставив после себя лишь большое масляное пятно. Вместе с ним затонули находившиеся на борту 108 грузовых машин и прицепов, а также автомобиль капитана ВАЗ–2113. Есть и другая версия гибели судна, встречающаяся в официальных документах. По неи?, винои? всему стал компьютер, которыи? перекачал балластную воду не в ту емкость, вызвав фатальныи? крен «Зенобии». Сегодня «Зенобия» – одно из самых посещаемых даи?верами мест в Европе. Популярности способствует как близость затонувшего судна к берегу, так и небольшая глубина, на которой лежит паром - всего около 42 метров. В окрестностях Ларнаки до сих пор действует порядка десяти дайв-центров, которые предлагают погружения на паром. В наше первое погружение в одном из трюмов мы обнаружили множество костей. Это казалось очень странным, ведь известно, что при гибели судна не пострадал никто из людей. Позже выяснилось, что мы оказались около рефрижератора, в котором перевозили коров. Там же меня насторожил лязгающий звон над головой. Направив фонарь вверх, я увидел странные светящиеся пузыри, которые словно танцевали вокруг меня. Первой мыслью было - началось азотное отравление. Но через мгновение я понял, что просто-напросто плыву в окружении лампочек-противотуманок, которые, очевидно, всплыли из размокших коробок. На этом, впрочем, приключения не закончились. Куда бы я ни плыл, мне везде попадались странные стеклянные банки со спиртом. Не особо разбираясь, что именно у них внутри, я решил на всякий случай прихватить несколько с собой. Как выяснилось на поверхности, в банках действительно был спирт, но технический, непригодный для питья, что сильно разочаровало нашу группу. Хозяин дайв-центра попросил выкинуть бутылки, которые сильно воняли химией, как можно дальше за забор. Каково же было мое удивление, когда, выйдя с территории, я увидел целую гору таких же бутылок – видимо, не одного меня заинтересовали залежи спирта с затонувшего корабля. Прошло ровно 13 лет, и я взялся сделать фотоальбом, посвященный затонувшим краблям. Пока готовил материал, обнаружил в архиве старые фотографии «Зенобии», снятые еще на пленку. Буквально через пару минут было принято решение поехать туда снова. На этот раз показывать затонувшее судно вызвалась хозяйка дайв-центра «Подводный мир» в Айя-Напе. Все-таки удивительно устроена человеческая память: столько лет прошло, а я практически в деталях помнил, где и что было расположено. Вот тот самый ковер, вот кофемашина, вот грузовик, подвешенный на цепи прямо за бампер, – все еще висит, не упал, только сильно оброс водорослями. Разве что исчезли стекла в окнах – их побили военные водолазы в целях безопасности. Мы также решили проникнуть во второй закрытый трюм, чтобы рассмотреть затонувшие автомобили и тот самый капитанский ВАЗ–2113. Попасть в него можно только через роковую лоцманскую дверь, которая и способствовала затоплению «Зенобии». Сейчас она представляет собой узкий лаз у самого дна. Мы заранее изучили план помещений и без труда нашли раритетные «Жигули», несмотря на то что их со всех сторон придавили другие машины. Теперь моя цель – попасть на третью грузовую палубу «Зенобии», проход на которую затруднен больше всего. Ведь кто знает, сколько еще тайн хранит в себе знаменитое судно. Объект: грузовой паром «Зенобия» Год гибели: 1980 Глубина: 42 м GPS-координаты: 34°53’52 N 33°39’25 E Сезон: май – октябрь Сайты: podvodnyimir.com, divezenobia.com