Экология и климат

Ледяным шапкам на севере Канады предсказывали пять лет жизни. Они протянули лишь три

National Geographic Россия
04 августа 2020
_-------.jpg
Фото: NSIDC
Самые пессимистичные прогнозы климатологов на деле оказываются оптимистичными.

Ученые из Национального центра данных по снегу и льду (NSIDC) в Университете Колорадо в Боулдере в 2017 году поделились печальным прогнозом, предсказав исчезновение двух ледяных шапок на острове Элсмир, который входит в Нунавут — Арктический архипелаг и одну из самых северных точек Канады.

По версии исследователей, ледяные шапки должны были исчезнуть в 2022 году, однако последние снимки, сделанные спутниками NASA, показывают, что в указанном районе плато Хазена в заливе Святого Патрика уже сейчас нет никаких следов льда, и он вряд ли в ближайшее время вернется в этот регион.

В конце 1950-х годов обе шапки представляли собой ледники общей площадью около 10 квадратных километров. Географ и директор NSIDC Марк Серрез был молодым аспирантом, когда впервые посетил их в 1982 году.

В те годы научный консенсус касательно глобального потепления лишь формировался, а некоторые исследователи и вовсе склонялись к тому, что планета переживает период похолодания. Исследования, начатые тогда Серрезом и его коллегами, отчасти были попыткой ответить на этот вопрос.

_--------.jpg
NSIDC Снимки плато Хазена в 2017 году (слева) и в 2020 году (справа)
«Когда я впервые посетил эти ледяные шапки, они казались обычным элементом ландшафта. Смотреть, как они умирают менее чем за 40 лет, просто поразительно», — Марк Серрез.

Хотя эти ледяные шапки в заливе Святого Патрика, возможно, не являются наиболее известными и значимыми точками геологического интереса в мире, они представляют собой небольшой срез, отражающий то, что происходит с нашей планетой в целом, отмечает Серрез.

«Мы давно знаем, что по мере изменения климата последствия будут особенно заметны в Арктике. Но смерть этих маленьких ледяных шапок, которые я когда-то так хорошо знал, сделала изменение климата очень личным для меня. Все, что осталось от этих шапок, это несколько фотографий и очень много воспоминаний», — говорит Серрез.

Узнайте, зачем биологи начали кампанию по спасению паразитов, и что стало их самой амбициозной целью.