Журнал №190, июль 2019

Бархатные черви

Софья Демьянец
05 февраля 2013
/upload/iblock/b0e/b0e6feaa84fca870552b358e9b8b99c6.jpg
Бархатные черви обездвиживают свою жертву, «стреляя» в неё слизью.
В тропических лесах Южного полушария, среди мха и опавших листьев обитают удивительные животные – онихофоры, или бархатные черви (Onychophora). Бархатными их называют потому, что поверхность их кожного покрова покрыта мельчайшими ворсинками. Если провести по тельцу онихофоры пальцем, то покажется, будто прикасаешься к бархату. Впрочем, эти животные примечательны не только этим. Дело в том, что охотятся они весьма необычным способом. Если бархатный червь заметил добычу, он не будет пытаться её догнать, ведь передвигается он очень медленно. Червь просто обездвижит её, выстрелив в неё особой слизью. Так, с наступлением ночи онихофоры выбираются из своих укрытий и начинают искать потенциальную добычу – мелких насекомых. Обнаружить её бархатным червям помогают воздушные потоки, которые добыча создает во время движения. Иногда чтобы понять, подходит ли жертва по размеру, бархатный червь подкрадывается к ней и незаметно ощупывает её своими усиками. И если жертва не заметила хищника и не убежала, он выпускает в неё специальную слизь из желез, расположенных возле рта. Хотя голодные бархатные черви обычно не тратят время на исследование жертвы и сразу приступают к использованию слизи. Одного «выстрела» слизью, как правило, бывает достаточно, чтобы полностью покрыть жертву этим вязким веществом. Пока слизь застывает, насекомое не может выбраться из неё, и вскоре оказывается съеденным червем. Как только онихофор впивается в свою добычу, в неё впрыскивается слюна, которая немедленно запускает процесс переваривания. Бархатные черви, живущие одной группой, охотятся вместе и поедают пойманную добычу, только согласно установившейся иерархии. Сначала ест доминирующая самка, затем другие самки, потом самцы и, наконец, молодые особи. На видео вы можете увидеть, как охотится бархатный червь: