Журнал №193, октябрь 2019

Текст и фото: Валерий Малеев
08 апреля 2018
/upload/iblock/9af/9af147cd22ad177d81817a106643465a.jpg
Фото: Валерий Малеев
Вы можете услышать, как машет крыльями бабочка? А он может! И не нужно объяснять почему – достаточно на него взглянуть.
Тушканчики ведут, как правило, ночной образ жизни. И потому, наверное, они относительно малоизвестны. Но даже среди тушканчиков есть суперзвезда – самый обаятельный, харизматичный и самый ушастый.

Да, это официально: длинноухий тушканчик – самое ушастое существо на Земле. Сам зверек не превышает в длину 9 сантиметров, а длина ушей при этом составляет у него 6 сантиметров: 2/3 от тела! И, что интересно, – огромные уши не уродуют это уникальное существо, а наоборот, делают его только изящнее.

/upload/iblock/e89/e89500b9a42000194aa612565e5ec864.jpg
Валерий Малеев Длинноухий тушканчик внесен в Красную книгу Монголии и Международного союза охраны природы. А некоторые источники и вовсе включают его в десятку самых редких животных нашей планеты.

Но дело, конечно, не только в красоте. Во первых, выдающиеся уши играют колоссальную роль в терморегуляции. Это очень важно: ареал длинноухого тушканчика – одна из самых суровых и жарких территорий на планете, пустыня Гоби на границе Монголии и Китая. Во-вторых, уши усиливают звук, что помогает тушканчику охотиться на насекомых. В отличие от большинства грызунов, тушканчики всеядны. В их рационе – все разнообразие пустынных насекомых от жуков и скорпионов до ночных бабочек. Именно благодаря своим необыкновенным ушам-локаторам длинноухий тушканчик слышит шум крыльев порхающей бабочки на расстоянии до пяти метров! Длинные задние конечности и хвост с кисточкой на конце делают зверька отличным спринтером и прыгуном, как следствие – непревзойденным ночным охотником.

/upload/iblock/e92/e92223fffba90cc25fff2c08c2ef7b2f.jpg
Валерий Малеев Каждая встреча с этим уникальным зверьком в естественной среде обитания незабываема, а сделанные фотографии ценны еще и с научной точки зрения.

Только совсем недавно членам экспедиции, организованной Лондонским зоологическим обществом, удалось сделать фотографии длинноухого тушканчика в естественной среде обитания. Зная это и находясь на фотоохоте в Южной Гоби, я тоже не мог упустить возможность поискать встречи с этим удивительным животным. Несколько ночей мы с коллегами из монгольского Института зоологии провели, блуждая по пустыне с сильными фонарями. И вот однажды, уже под утро, раздался крик одного из зоологов: «Он здесь!».

Нам повезло: мы стали свидетелями скрытой от посторонних глаз ночной жизни длинноухого тушканчика. Мы видели, как ловко он закапывался в песок, чтобы пережить в импровизированной норке еще один приближающийся летний невыносимо знойный день…

К огромному сожалению, эта наша встреча оказалась единственной. Но, с другой стороны, тот факт, что она состоялась, – большая удача. Очень уж редкий зверек.