National Geographic №198, март 2020
National Geographic Traveler №73, февраль – март 2020
Но есть и хорошие новости!
Факт

Дружба превыше всего

Софья Демьянец
11 апреля 2012
Дельфины афалины создают группы, главное в которых - дружеские отношения, а не территориальная общность, как у большинства видов животных.
Как известно, у большинства видов животных принято образовывать закрытые группы, в которые чужаков из других подобных групп не пускают. Однако дельфины афалины формируют открытые группы, зачастую состоящие из особей, живущих на разных территориях и не связанных никакими родственными связями. Вначале у дельфинов создается альянс первого уровня, когда два-три самца объединяются, вместе ищут самок и защищают их от конкурентов. Затем из нескольких таких альянсов формируется альянс второго уровня. Как правило, он состоит не более чем из 14 особей. В случае если сталкиваются два многочисленных альянса второго уровня, то каждая из этих групп может позвать на помощь своих соседей, и тогда появляются временные альянсы третьего уровня. Альянс каждого уровня образуется из дельфинов-друзей. Причем, абсолютно не важно, на какой территории познакомились эти особи, и как долго длится их дружба. Главное, чтобы друзья всегда смогли прийти на помощь друг другу, когда это потребуется. Особенно, если речь идет о создании альянсов третьего уровня, когда каждой особи нужно быть уверенной в том, что друг, которого позовешь, по-прежнему помнит тебя и захочет помочь. Несмотря на важность того, чтобы каждый член группы был надежен, это нормально, когда особь внезапно покидает группу и присоединяется к другой. Из-за такого поведения исследователи даже сравнивают альянсы дельфинов с мафиозными группировками, в которых постоянно происходит обмен членами, что, тем не менее, не умаляет воинственность таких групп по отношению друг к другу. Интересно, что из млекопитающих только слоны имеют похожие отношения между собой. Однако их группы возглавляют самки, а не самцы, и отношения между группами зависят от степени родства. Другими словами, самка-лидер всегда помнит своих детей и не перестает поддерживать с ними отношения даже после того, как те переходят в другие группы. У дельфинов такого быть не может. Детеныши у одной самки появляются раз в несколько лет, а потому было бы сложно формировать отношения, основываясь исключительно на родственных связях.