Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Факт

Двойная игра бабочек: не он и не она

Патриция Эдмондс
10 января 2017
/upload/iblock/9cf/9cfa65d80fa7a19f53e5851922ec0b0c.jpg
Фото: Джеймс К. Адамс
Различия во внешнем виде самцов и самок одного вида называются половым диморфизмом. Термин подразумевает, что между полами существует очевидная разница, они четко разделены. Но в мире животных некоторые создания предпочитают «вести двойную игру».
Животные, которые выглядят как самцы или самки, но обладают половыми признаками обоих, гермафродиты, в природе далеко не редкость. Чуть менее распространены гинандроморфы: те, которые сочетают и мужские, и женские признаки – например, цвет и размер самца с половыми органами самки. Еще реже встречаются билатеральные гинандроморфы – наполовину он, наполовину она, – разделенные посередине. Подобные случаи встречаются среди птиц, ракообразных – и бабочек. Эволюционный биолог Джош Джонер объясняет, что приводит к аномалии: половые хромосомы бабочек распределены зеркально по сравнению с хромосомами человека: у самцов две одинаковые хромосомы (ZZ), у самок две разные (ZW). Иногда у самки образуется яйцеклетка с двумя ядрами, Z и W. Когда такая яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом с Z-хромосомой, как говорит Джонер, появляется эмбрион, состоящий из «двух половин разного пола». Насколько редким может быть это явление? В исследовании 1980-х годов команда ученых вывела 30000 бабочек, и среди них оказалось лишь 5 билатеральных гинандроморфов. В его лаборатории, рассказывает Джоннер, гинандроморфы пытались отложить яйца, но не преуспели, вероятно, из-за дисбаланса репродуктивной системы – передать другим поколениям свой «смешанный» окрас они не способны. ПАРУСНИК ГЛАВК (PAPILIO GLAUCUS) АРЕАЛ Леса и парковые зоны, пригороды на востоке США и Канады.  ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ Желтая половина этого билатерального гинандроморфа-парусника – мужская, а темная – женская (по сравнению с натуральной величиной изображение увеличено в 1,5 раза). Термин происходит от двух греческих корней «гин» – женщина, и «андро» – мужчина.