Спецпроект «Россия без мусора»
Факт

Гонка вооружений: акустическая война мотыльков и летучих мышей

Кэтрин Цукерман
22 июня 2016
/upload/iblock/a5a/a5a5dffef2a0f2ab545453e7f9cc12d8.jpg
Фото: Дэн Уинтерс
/upload/iblock/447/447bdf95adbee6b84c5e9b1292443cf2.jpg
У сатурнии луны кончики крыльев   движутся так, что не дают летучей мыши совершить прицельную атаку.Рисунок: Джессика Уонг.
/upload/iblock/a52/a52d97f792ace8b194f0481c99ab77c2.jpg
Ушастая моль изобрела несколько способов, чтобы скрыться. Один из них – сложить крылья и «выпасть» с курса летучей мыши.Рисунок: Джессика Уонг.
/upload/iblock/65e/65ee1a29ce504429d4a9e92c5fb45456.jpg
Бражники создают ультразвуковые помехи, щелкая члениками тела. Щелчки накладываются на звуковые волны эхолокатора, и летучая мышь теряет цель.Рисунок: Джессика Уонг.
Светло-зеленая и длиннокрылая, размером примерно с ладонь, сатурния луна (Actias luna) – необыкновенное существо.

К тому же, сатурния луна довольна умна, как утверждают биологи Джесс Барбер (Университет штата Айдахо в Бойсе) и Акито Кавахара (Музей естественной истории во Флориде). Они выяснили, что «хвостики» на крыльях нужны бабочке не только для красоты: они отвлекают летучих мышей, охотящихся на мотыльков. Когда мышь с помощью эхолокации пытается засечь летящую бабочку, постоянное движение концов ее крыльев отвлекает и сбивает с толку преследователя. Хищник может откусить «хвост», но схватить все насекомое ему удается редко.

«Мотыльки и летучие мыши ведут своеобразную акустическую войну уже 60 миллионов лет», – уверены Барбер и Кавахара.

Изучение сатурнии обогатило знания ученых об уловках, на которые идут бабочки, чтобы выиграть «гонку вооружений».

моль.jpg

Ушастая моль изобрела несколько способов, чтобы скрыться. Один из них – сложить крылья и «выпасть» с курса летучей мыши. Рисунок: Джессика Уонг.

Было – стало: как выглядят бабочки и их гусеницы