Журнал №189, июнь 2019
Игра с огнем
National Geographic Россия
30 августа 2012
/upload/iblock/1fb/1fbb7f65c446856da83e4abd805a54bd.jpg
Комета Лавджоя известна также как «Великая Комета Рождества 2011», так как во время католического Рождества ее можно было наблюдать с Земли. Фото: ESO.
/upload/iblock/0f1/0f1f46cbe6cb766752f01f35483b3cfd.jpg
Астрономы пророчили гибель кометы Лавджоя, но ей удалось устоять после полета через солнечную корону. Фото: NASA.
Комета Лавджоя пережила встречу с Солнцем, потеряв лишь часть хвоста.
Комета Лавджоя (C/2011 W3) принадлежит к околосолнечной группе Кройца, описанной еще в 19 веке. 16 декабря 2011 года комета преподнесла астрономам большой сюрприз: попав в солнечную корону, температура которой превышает 1 млн. градусов Цельсия, комета осталась почти такой же яркой и потеряла только хвост.

Почему комета, приблизившая к Солнцу на 140 тысяч километров (это почти втрое меньше, чем расстояние от Земли до Луны), вернулась из звездного пекла? Все дело в том, что при расчетах ученые полагали, что диаметр кометы не превышает 200 метров, поэтому встреча с Солнцем при таких размерах должна была закончиться испарением ледяного тела. Но комета «выжила», а значит ядро ее намного больше: в настоящее время диаметр кометы оценивается в 500 метров.

Комета Лавджоя (C/2011 W3) примечательна еще и тем, что открыл ее астроном-любитель. Случилось это 27 ноября 2011 года, когда Терри Лавджой наблюдал звездное небо, вооружившись телескопом и фотокамерой. Поначалу Терри не придал значения увиденному – комету он принял за дефект изображения. Но когда в последующие дни увидел знакомый «дефект» снова, понял, что стоит на пороге открытия.

На видео вы можете увидеть, как комета Лавджоя пролетает сквозь солнечную корону: