National Geographic №198, март 2020
National Geographic Traveler №73, февраль – март 2020
Но есть и хорошие новости!
Факт

Как самое солеустойчивое животное переехало из Ирана в Крым

Анастасия Мазнева
07 октября 2015
/upload/iblock/bc1/bc16d401a11b9a66aa9a4f254edb53c1.jpg
Фото: Михаил Семенов
/upload/iblock/787/787c8164c8f2de8486d900b55cf276e8.jpg
Artemia urmiana, бывший иранский эндемик, стал лишь десятым видом живых организмов, обитающих в водах Кояшского озера.
Фото: International Journal of Aquatic Science
В животном мире Крымского полуострова пополнение: ученые из Института морских биологических исследований РАН обнаружили новый редкий вид животных в гиперсоленом Кояшском озере.
Жаброногие рачки артемии вида Artemia urmiana – самые солеустойчивые животные на Земле – тысячи лет обитали исключительно в иранском озере Урмия, но были перенесены птицами на тысячу километров. «Еще одним любопытным фактом о природе необычной экосистемы Кояшского озера стало больше», – отметил руководитель научной группы, доктор биологических наук Николай Васильевич Шадрин. Среди всех крымских озер Кояшское – мелководная лагуна на юге Керченского полуострова – рекордсмен по уровню солености: 400 мг соли на литр воды. Лагуна отделилась от Черного моря тонкой песчаной косой две тысячи лет назад, и уже в начале нашей эры, в пору расцвета города Киммерик, здесь был греческий порт: в озере добывали поваренную и глауберову соль, хлористый магний, калийные соли. Позднее отсюда поставляли красную соль российскому императорскому двору. Красный цвет соли придают каротиноиды, которые в жару выделяют микроводоросли рода Dunaliella, галобактерии и эубактерии рода Salinibacter. В зависимости от того, кто активен в данный момент, красный оттенок в озере меняется от розово-сливового (галобактерии) до кирпично-красного (водоросли). Розовый цвет озеру придают и колонии рачков артемий.
«По моим наблюдениям, раньше озеро окрашивалось в красный реже, а в последние десятилетия лето стало более жарким, и активность микроорганизмов выросла», – рассказал Николай Шадрин. По мнению ученого, в Античность и Средневековье озеро могло и не краснеть. Во всяком случае, упоминаний о необычной окраске водоема в древних источниках нет. Жаброногие рачки, бывшие иранские эндемики, стали всего-навсего десятым видом живых организмов, населяющих Кояшское озеро. «Биоразнообразие озера довольно низкое, в его очень соленых водах обнаружено лишь восемь видов растительного планктона и теперь два вида животного планктона – рачков артемий. А на перемычке, разделяющей озеро надвое, гнездятся малый и морской зуек, шилоклювка и кулики, которые, вероятно, и занесли сюда иранских рачков», – пояснил ученый. К слову, из-за высыхания озера Урмия – крупнейшего гиперсоленого внутреннего водоема в мире – рачки в нем полностью исчезли, и теперь Кояшское озеро – единственное на планете место обитания этих солеустойчивых животных.

Химики создали разноцветные озера