Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Факт

«Камень, ножницы, бумага» у игуан

Софья Демьянец
24 мая 2013
/upload/iblock/435/4357fbce12930cc8afabca9eb816a7d3.jpg
Спаривание пятнистобоких игуан.
/upload/iblock/afe/afe666cb25549bcd508f364d803558ef.jpg
Игуана с желтыми пятнами.
Брачная стратегия пятнистобоких игуан подобна игре «Камень, ножницы, бумага».
Пожалуй, всем с детства знакома игра под названием «Камень, ножницы, бумага». И, как известно, в игре каждая из этих вещей побеждает один предмет, но оказывается побежденной другим. Удивительно, но аналогичный принцип действует и в животном мире, а именно у обитающих на западном побережье Северной Америки пятнистобоких игуан во время спаривания. Некоторые самцы этого вида имеют преимущество перед одними, но оказываются уязвимыми перед другими. Так, самцы пятнистобоких игуан могут иметь пятна на горле одного из трех цветов – оранжевого, синего или желтого. Игуаны с оранжевыми пятнами являются самыми крупными и агрессивными. Каждый самец с таким окрасом имеет относительно большую территорию (около 100 м2), на которой живет «гарем», состоящий из его самок. С ними самец спаривается и защищает их от самцов с желтыми пятнами, которым удается спариваться с этими самками. В свою очередь самцы с оранжевыми пятнами постоянно воруют самок у менее агрессивных игуан с синими пятнами, благодаря чему их «гарем» пополняется. «Синие» игуаны не такие крупные, как игуаны с оранжевыми пятнами, и охраняют меньшие территории, на которых живет лишь по одной самке. Часто они без проблем спариваются с самками, за которыми уже ухаживают игуаны с желтыми пятнами. В то же время игуаны с желтыми пятнами вообще не имеют территорий и собственных самок. Вместо этого, они занимают широкие области, совпадающие с территориями игуан другого окраса. Поскольку по своему внешнему виду «желтые» игуаны схожи с половозрелыми самками, они остаются незамеченными, когда оказываются на чужой территории, где могут спариться с партнершами игуан другого цвета. А легче всего им это сделать именно на больших территориях «оранжевых» игуан, на которых самки часто остаются без присмотра самца. Таким образом, подобно тому, как камень затупляет ножницы, игуаны с оранжевыми пятнами легко отбирают самок у «синих» игуан. В свою очередь игуаны с синими пятнами, словно ножницы, которые разрезают бумагу, без труда спариваются с одними и теми же самками, что и игуаны с желтыми пятнами. А последние, аналогично бумаге, которая заворачивает камень, постоянно спариваются с самками из многочисленного «гарема» «оранжевых» игуан.