Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Факт

Клюв к клюву: некоторые осьминоги умеют целоваться

Патриция Эдмондс
06 мая 2016
/upload/iblock/639/639363dafaaf379c308369a0e427a69f.jpg
Большие тихоокеанские полосатые осьминоги соприкасаются клювами в нижней части тела, что со стороны напоминает поцелуй.
Фото: Рой Л. Колдуэлл
Самки большинства видов осьминогов поедают своих партнеров после секса и умирают, когда на свет появляется первое потомство. Но у больших тихоокеанских полосатых осьминогов брачные игры выглядят иначе.

У большинства видов осьминогов за сексом, как правило, следует необычная трапеза – самка поедает своего партнера.

«Чтобы остаться в живых, самец запрыгивает на самку, они спариваются в том положении, при котором он оказывается как можно дальше от ее рта, и, закончив свои дела, самец удирает подобру-поздорову», – рассказывает морской биолог Ричард Росс из Калифорнийской академии наук.

Такое брачное поведение считалось единственно возможным, поэтому, когда в 1982 году панамский морской биолог Аркадио Роданиче сообщил, что обнаружил осьминогов, которые совокупляются клюв к клюву и не расстаются после секса, его исследования не восприняли всерьез. Почти три десятилетия спустя Росс и Рой Колдуэлл из Калифорнийского университета в Беркли принялись разводить и изучать неуловимого головоногого моллюска – большого тихоокеанского полосатого осьминога. Он продемонстрировал им все, о чем говорил Роданиче – и гораздо больше.

Образуя пары, представители этого вида делят трапезу и крышу над головой. Они готовы совокупляться каждый день, и самки откладывают яйца месяц за месяцем – в отличие от самок большинства других видов: те умирают, когда на свет появляется первое потомство. И если почти все другие осьминоги спариваются на расстоянии вытянутого щупальца, особи этого вида соприкасаются клювами в нижней части тела, что со стороны напоминает поцелуй.

АРЕАЛ
Тихий океан у побережья Центральной Америки.

СТАТУС
Угроза не оценивалась.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ
Большой тихоокеанский полосатый осьминог получил прозвище «Арлекин» из-за ярких узоров на теле самки и самца.

Сексуальные игры пауков: бондаж во спасение