Журнал №190, июль 2019

Короткая жизнь хамелеона

Софья Демьянец
25 марта 2013
/upload/iblock/82e/82e4340f8ba07a4da97a8a99c73e3208.jpg
Хамелеоны Furcifer labordi проживают очень короткую жизнь и умирают сразу после того, как оставили потомство.
Хамелеоны Furcifer labordi, обитающие лишь в лесах на западе и юго-западе Мадагаскара, примечательны весьма коротким сроком жизни. От их рождения до смерти проходит не более 4-5 месяцев! Это делает F. labordi видом, проживающих самую короткую жизнь не только среди других видов хамелеонов, но и среди всех четвероногих позвоночных. Эти хамелеоны вылупляются в начале сезона дождей (в ноябре) и, неустанно поедая всевозможных насекомых, начинают очень быстро расти. Став взрослыми, эти животные невероятно преображаются. Самки приобретают яркий окрас, который необходим им для привлечения партнеров. А самцы начинают все время проводить в борьбе друг с другом, стараясь произвести впечатление на самок. Спаривание происходит в январе, после чего особи откладывают яйца в землю и уже в начале апреля (как раз с возвращением сухого сезона) погибают. В течение примерно восьми месяцев новое поколение хамелеонов Furcifer labordi будет развиваться в яйцах, а с наступлением дождей вылупится и, таким образом, начнется новый жизненный цикл. Столь короткая жизнь не характерное для хамелеонов явление. От рождения до смерти большинства видов этих рептилий проходит один или даже два года. Длительность жизни F. labordi ученые объясняют адаптацией к экстремальным изменениям погоды на Мадагаскаре. Так, большую часть отведенного им времени хамелеоны проводят в яйце, что позволяет им выжить тогда, когда пищи совсем мало. А вылупляются они как раз с наступлением сезона дождей, когда количество насекомых значительно увеличивается. Сегодня хамелеоны Furcifer labordi относятся к видам, находящимся в уязвимом положении. Во многом это так из-за уничтожения лесов. Рост сельского и городского населения Мадагаскара, а также производство древесного угля приводит к беспрестанному сокращению их и без того маленького ареала.