National Geographic №194, ноябрь 2019

Ева Конант
08 декабря 2015
/upload/iblock/098/0989f0c5645fb2717567d707b9bc1f00.jpg
Фото: Мэтью Тумбли, Ник Калотеракис
Космическая погода – новый раздел современного прогнозирования: ученые хотят понять, какие космические процессы вызывают геомагнитные бури, влияющие на различные процессы на Земле – от приема сигналов спутниковой навигации до работоспособности линий электропередачи.
В марте 2015 года на орбиту Земли были выведены четыре одинаковых космических аппарата миссии НАСА MMS (Magnetospheric Multiscale). Задача миссии, рассчитанной на два года, – изучение магнитного пересоединения, основного фактора космической погоды, которая, по словам научного руководителя MMS Билла Петерсона, «начинается с солнечного ветра – потока заряженных частиц, исходящих от Солнца». Солнечный ветер «сжимает» силовые линии магнитного поля нашей планеты, и иногда они смещаются настолько, что две ранее разомкнутые линии смыкаются. Это и есть пересоединение – энергия магнитного поля передается заряженным частицам, формируя ускоренные потоки плазмы и вызывая геомагнитную бурю. В приполярных районах, близких к магнитным полюсам, такие бури вызывают полярные сияния, а также множество гораздо менее приятных явлений, таких как помехи радиосвязи, выход из строя систем энергоснабжения, спутниковой навигации и различных космических аппаратов. «Но это сложно предсказать, – говорит Петерсон. – Магнитное пересоединение пока еще остается частью головоломки».