Журнал №189, июнь 2019
Крошечный силач
Софья Демьянец
11 декабря 2012
/upload/iblock/4fe/4fe0d9d0320dd440da373f4e6fc20d2c.jpg
Скелет угандской белозубки-броненоски, выставленный в Палеонтологическом музее в Цюрихе. Автор: Peter Spelt.
Угандская белозубка-броненоска может выдержать нагрузку на тело, превышающую её массу в 1000 раз.
Это крошечное существо достигает в длину лишь 15 сантиметров и имеет массу около 110 граммов, отчего кажется очень хрупким. Однако оно способно выдержать нагрузку на тело, в 1000 раз превышающую его массу! Как такое возможно? Оказывается, причина в необычном строении скелета этого зверька, которым не может похвастаться ни одно другое мелкое позвоночное. Так, позвоночник белозубки-броненоски составляет 4% массы тела, а не 0,5-1,6%, как у других мелких млекопитающих. Кроме того, все её позвонки состоят не только из боковых отростков, но и нижних (вентральных), и верхних (дорсальных). Также поясничный отдел позвоночника имеет 11 позвонков, а не 5, как у других позвоночных. Всё это значительно укрепляет позвоночник и придает ему наибольшую подвижность. К слову, благодаря уникальному строению скелета белозубка-броненоска способна питаться достаточно длинными беспозвоночными, достигающими пяти сантиметров в длину. В её рацион обычно входят малощетинковые черви, жуки, муравьи, бабочки и другие беспозвоночные. Встретить уникального зверька можно в лесах Демократической Республики Конго, Уганды и Руанды. Читайте также наш «Факт дня» о самом маленьком современном млекопитающем на планете.