National Geographic №194, ноябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Факт

Крупнейшая из известных науке летающих птиц

Софья Демьянец
07 сентября 2012
/upload/iblock/e36/e36301f94d7c0d46303ac8296faf4f07.jpg
Один из исследователей, открывший крупнейшую на сегодняшний день летающую птицу, когда-либо существовавшую на Земле, К. Кэмпбелл рядом с моделью аргентависа.
/upload/iblock/c11/c117abb2644f1cb33348f140788d9ca2.jpg
Аргентавис в представлении художника.
/upload/iblock/297/29733afaedc167b5f9c2b4d3a725798a.jpg
Андский кондор – самая крупная современная летающая птица.
Аргентавис — самая крупная из известных науке летающих птиц.
Аргентавис (Argentavis magnificens) – самая крупная летающая птица из известных науке. По мнению ученых, вес этого вымершего гиганта достигал 70 кг, а высота - около 2 м. К тому же, птица обладала огромными крыльями, размах которых составлял около 7 м! Если сравнить её с ныне живущей самой крупной летающей птицей – андским кондором, то окажется, что аргентавис обладал весом в шесть раз большим и в два раза большим размахом крыльев, чем современная птица-рекордсмен. Более 6 миллионов лет назад аргентавис населял центральную и северо-западную части Аргентины, где палеонтологам и удалось обнаружить его окаменелые остатки. Как и о поведении почти всех вымерших видов, не так уж много можно узнать и о жизни этой птицы. Изучая размер и строение крыльев аргентависа, ученые предположили, что он был птицей, использующей парящий тип полета. Это свойственно всем современным летающим птицам крупного размера, обладающим слабыми грудными мышцами. Набрав высоту, аргентавис редко делал взмахи крыльями, полагаясь в полете на восходящие потоки воздуха. Можно только представить насколько зрелищно выглядел парящий в небе аргентавис, высматривающий свою добычу. Считается, что эта птица либо охотилась на небольших зверей, обрушиваясь на них свысока, либо преследовала плотоядных млекопитающих, вроде сумчатых саблезубых тигров, и отбирала у них добычу. А строение черепа аргентависа позволяет думать, что он заглатывал большую часть добычи целиком, а не отрывал от неё куски. Предполагается, что каждые два года аргентавис откладывал одно или два яйца весом около 1 кг, что несколько меньше, чем вес яйца страуса, равный 1,5-2 кг. Самка и самец попеременно высиживали яйца и добывали пищу. А через 16 месяцев после вылупления птенец аргентависа становился самостоятельным, но своим потомством мог обзавестись только в возрасте 10 лет. Интересно, что продолжительность жизни аргентависов, вероятно, составляла около 100 лет и, не имея врагов, эти птицы умирали обычно от старости, болезни или из-за несчастного случая. Читайте также нашу заметку о другом древнем существе - крылатом динозавре.