Факт

Кукушата-разбойники: как подброшенные птенцы выживают в чужой семье

Элисон Фромм
17 января 2018
/upload/iblock/a00/a0038b722425193b613378808fc8678e.jpg
Тростниковая камышовка (слева) кормит птенца кукушки. За первые 30 дней жизни кукушонок набирает вес – с 3 граммов до 90, что почти в восемь раз превышает массу приемного родителя.
Фото: Франка Слоутоубер
Подброшенные в чужие гнезда кукушата ведут себя хитрее, чем их матери.
Журнал №172, январь 2018

Чтобы выкормить и вырастить птенца, кукушкам нужен помощник.

Когда самка кукушки обыкновенной готова отложить яйцо, она находит оставшееся без присмотра гнездо более мелкой птицы, проглатывает одно из лежащих там яиц и подменяет его собственным. Такое поведение называют гнездовым паразитизмом.

Иногда избранные жертвы не желают мириться с этим: могут прогнать кукушку и не дать ей отложить яйцо, выбросить его прежде, чем вылупится птенец, или вовсе покинуть гнездо. Но чаще кукушке удается ускользнуть незамеченной, а хозяева и не подозревают, что у них кто-то побывал. Согласно данным Международного союза охраны природы, кукушка обыкновенная подбрасывает яйца в гнезда сотне видов птиц.

Когда кукушонок вылупляется, он выбрасывает из гнезда оставшиеся яйца и птенцов, чтобы ему досталось больше места и еды. Невероятно прожорливый птенец проглатывает все, что приносят ему приемные родители. (На фотографии вверху: подкидыша кормит тростниковая камышовка.)

Франка Слоутоубер, вышедшая на пенсию фоторедактор, увлеклась съемкой природы и наблюдала за поведением этих птиц в 2014 году у себя в Амстердаме. «Бедная камышовка почти полностью исчезает в широко раскрытом клюве приемыша», — рассказывает Слоутоубер. Но камышовки-то уверены, что это их птенец, и ведут себя соответственно, заботясь о нем до тех пор, пока он сам не сможет добывать себе пищу.

Глаз

Идем на свет: как работают контактные линзы с фотохромным элементом?

Ювенальная юстиция. Зачем фламинго в зоопарке подсунули фальшивое яйцо