Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Факт

Любовь и страсть в мире макак

Патриция Эдмондс
05 июня 2017
/upload/iblock/693/6933acaa15198218b3cd59ab36a2a011.jpg
/upload/iblock/ff9/ff9bac8651cbcdee757489470576c5ef.jpg
/upload/iblock/fea/feaa057b9317611d841571ef9c468c3f.jpg
Фото: Констанс Дубак
Кто из этих трех крепких обезьян кажется вам наиболее привлекательным партнером? Ответ был бы очевиден, будь вы макакой-резусом (Macaca mulatta) – или Констанс Дубак, эволюционным биологом Кембриджского университета.
С 2012 года Дубак с коллегами из Университета Нью-Йорка успели изучить более 250 макак, живущих на полигоне на небольшом островке у побережья Пуэрто-Рико. Цель – изучить, как цвет лица, который варьируется у этого вида от бледно-розового до ярко-красного, влияет на репродуктивный успех.

Чтобы выявить влияние цвета на привлекательность, Дубак показывала каждой обезьяне из опытной группы две фотографии с лицами разного оттенка красного. Отслеживая среди прочего движения глаз, она обнаружила, что темно-красные лица вызывают больший интерес у самок и в некоторых случаях у самцов. «С людьми происходит то же самое, – говорит Дубак. – Когда вы встречаете кого-то привлекательного на улице или в баре, вы задержите свой взгляд на нем чуть дольше».

Исследователи также вели учет актов ухаживания обезьян в соответствии с цветом лица, и открыли, что самцы с темно-красными лицами получают больше внимания от самок, нежели самцы с бледной и умеренной окраской.

По самому очевидному показателю репродуктивного успеха – числу отпрысков – «темнолицые» самки обходят своих бледных соплеменниц. Для самцов все немного сложнее: чтобы обеспечить себе больше спариваний и, соответственно, больше потомства, помимо темного цвета лица у них должно быть доминантное положение в группе. «Тут одним цветом красен не будешь».

АРЕАЛ/ОХРАННЫЙ СТАТУС
Эти обезьяны широко распространены, главным образом в Азии, и приспособились к самым разным условиям.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ
Множество видов птиц используют цвет для привлечения партнеров; макаки-резусы – одни из немногих млекопитающих, использующих тот же прием.