Журнал №193, октябрь 2019

Патриция Эдмондс
03 ноября 2017
/upload/iblock/ad9/ad9fccc9153eb71ef8410c8d6367f010.jpg
Фото: Джоул Сартури, Хьюстонский зоопарк
Когда приходит пора размножаться, самка комодского варана может начать искать партнера для спаривания или сделать все сама.
Комодские вараны, самые крупные из современных ящериц, могут достигать трех метров в длину и весить 90 килограммов. Эти вооруженные острыми зубами мощные хищники охотятся на оленей, кабанов и буйволов. Несмотря на грозный вид, вараны уцелели лишь на семи индонезийских островах, но леса, где они обитают, вырубаются, а животные, которыми они питаются, выбиваются людьми. Даже в национальном парке Комодо численность варанов с 2013-го по 2016 год сократилась с 3222 до 3013 особей.

Что делает самка варана, когда приходит пора размножаться? Может найти партнера для спаривания, а может отложить яйца, не встречаясь с самцом. Такое «непорочное зачатие» называется партеногенезом. Поэтому сотрудники Честерского зоопарка в Англии не сильно удивились, когда в 2006 году самка варана Флора, никогда не видевшая самцов, отложила яйца с жизнеспособными зародышами. Анализ ДНК показал, что все гены у зародышей – материнские. «Вероятно, случаи партеногенеза у комодских варанов не так уж редки», – поясняет сотрудник зоопарка Джерардо Гарсия.

Как это работает? У людей мужчины имеют как мужские, так и женские половые хромосомы. У комодских варанов таким свойством обладают самки – поэтому Флора смогла принести потомство. Родившиеся в результате самооплодотворения особи «абсолютно здоровы», говорит Гарсия, причем все они – самцы. Способность как к половому, так и к бесполому размножению дает варанам эволюционное преимущество. Если рядом нет самцов, самка может родить их партеногенетически, а, когда те подрастут, спариться с ними. С точки зрения генетического разнообразия это не идеально, зато позволяет животным продолжать свой род.

АРЕАЛ
Тропические леса и пустоши семи индонезийских островов.

ОХРАННЫЙ СТАТУС
Международный союз охраны природы признал вид уязвимым.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ
Судя по окаменелостям, комодский варан, один из 80 с лишним видов варанов, живет на Земле уже 3,8 миллиона лет.