National Geographic №195, декабрь 2019

Миф про леммингов

Софья Демьянец
16 декабря 2011
/upload/iblock/e84/e844606c3648ec0d20958cbefc76caf5.jpg
Лемминги населяют тундры и частично лесотундры Евразии и Северной Америки, а также некоторые острова Северного Ледовитого океана.
/upload/iblock/ed2/ed2fad3dbe8037c593c9a609893fe267.jpg
За сутки этот зверек съедает вдвое больше своего веса, а за год — около 50 кг растительных кормов.
/upload/iblock/9fe/9fe49c0392bdbcc7f655882c34b3e5a5.jpg
Лемминги активны круглый год.
Распространенное мнение о склонности леммингов к самоубийству - миф.
Полагают, что эти грызуны из семейства хомяковых приблизительно раз в несколько лет отправляются к пропасти или берегу реки, чтобы покончить жизнь самоубийством. Вероятно, эта легенда возникла в 19-м веке, когда ученые не могли найти объяснения резким сокращениям численности этих зверьков. К тому же, популярность этот миф приобрел благодаря постановочному самоубийству леммингов в документальном фильме о природе Канады - «Белая пустошь». Чтобы снять эту сцену, создатели фильма сгоняли метлой десятки купленных ими леммингов в реку. Так или иначе, в настоящее время известна истинная причина сокращения численности леммингов. В благоприятное для жизни этих животных время (характеризующееся, в частности, достаточным количеством еды) они крайне быстро размножаются, однако как только пищи зверькам становится мало, лемминги пускаются в длительные путешествия в поисках корма. Во время этих походов грызунам зачастую приходится преодолевать реки и водоемы. Несмотря на то, что лемминги – неплохие пловцы, некоторые особи все же тонут. Иногда от голода эти зверьки начинают поедать ядовитые растения и нападать на крупных животных, что также влечет за собой их гибель. Кроме того, огромное количество леммингов привлекает к их популяциям хищников – горностаев, песцов, белых сов и многочисленных морских птиц. Однако, когда грызунов не так много, эти животные вынуждены искать другую пищу.