National Geographic №197, февраль 2020

«Микрохирургия» с помощью мух

Софья Демьянец
16 ноября 2011
/upload/iblock/083/083b7fa6987546bc2c4141861e1c8097.jpg
Малоприятные человеку существа могут спасти ему жизнь. Так, личинки падальных мух способны очистить рану от разлагающихся тканей и микробов.
/upload/iblock/5be/5be71a6b879e0b36fc8f952e40d6fb81.jpg
Личинка падальной мухи.
Падальные мухи способны очищать раны людей от разлагающихся тканей и микробов.
Падальные мухи (Calliphoridae) – существа, казалось бы, бесполезные для человека, в период мировой войны заставили врачей убедиться в обратном. Так, два тяжелораненых солдата немецкой армии были найдены врачами спустя семь дней после сражения. Их раны кишели личинками падальных мух. Когда врачи очистили раны от насекомых, то с удивлением обнаружили, что раны находятся в хорошем состоянии. Этот факт привлек внимание медиков ещё и потому, что в большинстве случаев людям с такими тяжелыми ранениями не удавалось выжить. Изучение личинок падальных мух показало, что эти насекомые съедают разлагающиеся ткани ранений и мелкие осколки попавших в них костей. Кроме того, вещества, выделяемые личинками этих мух, не дают бактериям размножаться в ране. К этому способу обработки ран мало-помалу возвращаются и современные врачи. На каждый квадратный сантиметр раны помещают 5-10 личинок. Затем рану завязывают и ждут 48-72 часа. После этого рана очищается, а личинки в свою очередь увеличиваются в размерах в 4-5 раз из-за съеденных ими разлагающихся тканей. Однако, такая природная «микрохирургия» не всегда хорошо заканчивается для больного. Если раны «обрабатывались» личинками нестерильных падальных мух (т. е. тех, что не были выведены в лабораториях), то в них могут быть занесены болезнетворные микробы, такие как палочки столбняка или бациллы гангрены.