Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Факт

Почему на МКС Новый год важнее Рождества?

Дэниел Стоун
28 декабря 2017
/upload/iblock/51c/51c98376b59d1e28618b0ea4f57014a9.jpg
Фото: Скотт Келли, НАСА
Астронавт Скотт Келли успел встретить все национальные американские праздники в космосе, за исключением Дня святого Патрика: хотя недавняя миссия Келли на МКС длилась почти год, в марте он был на Земле.
В ожидании полета к Марсу Скотт Келли участвовал в исследовании биологических последствий долгого пребывания в невесомости на организм человека.

Кроме того, в космосе время течет иначе. Трудно определить, когда наступает «день», если ты каждые 90 минут облетаешь всю планету. Большинство суток не отличаются друг от друга, как День сурка. Келли работал бортинженером и командиром космического корабля. Его новая книга, «Стойкость: год в космосе и жизнь, полная открытий», рассказывает о 520 часах, которые он в общей сложности провел на орбите (за четыре длительных экспедиции с 1999-го по 2016 год).

/upload/iblock/930/9307b31529ba3b6c82a762a98b140816.jpg
Скотт Келли

«На космической станции Новый год куда важнее Рождества, потому что астронавты всех национальностей отмечают его в один день».
У астронавтов мало времени на отдых, да и пойти им некуда, так что рабочие будни разбавляются лишь большими праздниками – хотя бы разговорами и тостами (пьют сок из специальных пакетиков).

Обычно сугубо национальные праздники не отмечаются, иначе их вышло бы слишком много: на МКС работают космонавты из США, России, Италии, Японии и Великобритании. Есть только одно исключение. «Новый год у нас куда важнее Рождества, потому что астронавты всех национальностей отмечают его в один день», – говорит Скотт. А Землю в новогоднюю ночь озаряют миллионы фейерверков. Такую фотографию планеты (вверху) Скотт под Новый год опубликовал в Твиттере.