Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Факт

Правила дорожного движения для сурикатов

Софья Демьянец
06 марта 2013
/upload/iblock/761/7617c52924b69128b84f0f2cab49c7d7.jpg
Фото: commons.wikimedia.org
/upload/iblock/c1f/c1f32da4f50de373b50c51dad064dac2.jpg
Автор: Ashleigh Thompson.
/upload/iblock/b1b/b1be230a8d1c7630347dfd71b66f67ef.jpg
Фото: Pixabay.com
Когда группа сурикатов преодолевает опасное препятствие, во главе оказывается менее значимая в социальном плане особь, а в остальное время группу ведет доминантная самка.
Как известно, сурикаты - высокоорганизованные животные. Каждая группа сурикатов состоит приблизительно из 40 особей во главе с доминирующими самками. Во время движения сурикатов одна из самок возглавляет группу, но только до тех пор, пока не сталкивается с опасным препятствием. Когда это происходит, во главе становится менее значимая для группы особь. В своей среде обитания сурикаты постоянно подвергаются воздействию бесчисленных угроз, будь то хищники, болезни или естественные препятствия, такие как ущелья и реки. В ходе эволюции эти животные выработали определенные тактики поведения для решения подобных ситуаций. А в современном мире к естественным угрозам сурикатов добавились ещё техногенные, вроде автомобильных дорог, которые зверькам приходится пересекать. Но и с этой проблемой сурикаты в итоге научились справляться. Так, согласно наблюдениям ученых, доминантная самка приводит свою группу к дороге, однако после этого её место занимает низшая по социальному статусу особь, которая впоследствии переводит группу через проезжую часть. Нетрудно догадаться, почему так происходит. Дело в том, что выживание всех особей группы может зависеть от альфа-особи, тогда как потеря «рядовых» её членов не приведет к существенным изменениям в жизни группы. Таким образом, подобное поведение сурикатов сводит к минимуму угрозу существования группы в целом. Интересно, что до сих пор не ясно, чего именно опасаются сурикаты – движения на дороге или открытой местности, которую представляет собой дорога. Ведь по своей природе эти зверьки стараются избегать любой территории, где негде спрятаться от хищников, таких как орлы или шакалы. Сурикаты, как правило, стараются находиться в местах с растительностью, в которой можно скрыться.