Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Факт

Приманка для жуков: красотка с электрошокером

Патриция Эдмондс
24 сентября 2016
/upload/iblock/946/946e3c2574d28cf9781b5dc1c82479b6.jpg
Жуков предоставил Джонотан Лелито, Министерство сельского хозяйства США. Приманка: Ахлеш Лахтакиа и Стивен Свионтек.
Фото: Ребекка Хейл, NGM staff
Жук ясеневая изумрудная узкотелая златка парит, высматривая самок, – ориентируется на блики света на их крыльях. Вот он замечает очередную даму, подлетает, касается ее – и получает электрический разряд в 4000 вольт.
Попытка спариться на сей раз приводит к мучительной смерти – жук польстился на электроприманку. Однако у энтомолога Мигеля Домингэ нет сомнений в необходимости столь жестокой меры: с 2002 года златки уничтожили сотни миллионов ясеней, растущих в Северной Америке. Для борьбы со златками Домингэ и его коллеги из Университета штата Пенсильвания изобрели «роковую красотку»: искусственную самку, которая бьет током любого дотронувшегося до нее самца. Сначала ученые сделали приманку с помощью 3-D принтера, но жуки, хоть и замечали ее, все же пролетали мимо. Затем была создана более реалистичная модель с такими же изумрудными, рассеивающими свет крыльями, как у настоящей златки. Во время эксперимента на эти приманки слетелось практически столько же жуков, сколько и на настоящих, но мертвых самок. Размещение таких ловушек на территориях, еще не затронутых изумрудными златками, поможет ученым вовремя заметить распространение жуков и принять необходимые меры. «Чем раньше мы их обнаружим, – говорит Домингэ, – тем меньше деревьев они уничтожат». Ареал Изумрудные узкотелые жуки златки родом из Китая, однако в 2002 году их обнаружили в Мичигане, а в 2003-м – в Москве. Любопытный факт Личинки златок уничтожают деревья, поедая луб и заболонь, нарушая циркуляцию воды и питательных веществ в тканях.