Журнал №190, июль 2019

01 марта 2013
/upload/iblock/64f/64ff41233ba423327d6b4ad07b53dd00.jpg
Автор: Ross Field.
/upload/iblock/913/9132ef5481f6b914300804d3607b7088.jpg
Крылья некоторых хараксиновых бабочек напоминают сухие листья, что необходимо для маскировки.
Гусеницы из подсемейства хараксиновых строят «приюты» для членистоногих.
Распространенные в тропиках гусеницы из подсемейства хараксиновых считаются вредителями, однако они играют важную роль в лесных экосистемах, создавая «приюты» для множества видов членистоногих. Конечно, они это делают не специально. Эти «приюты» появляются, когда убежище гусеницы, которое она построила, становится для неё не нужным. Из яиц, оставленных на листьях деревьев бабочками хараксиновых, появляются гусеницы и сразу же начинают питаться листом. В то же время часть «разрезанного» ими в процессе трапезы листка они скручивают, а полученную «трубочку» закрепляют шелковыми нитями, которые они производят. Это позволяет скрученному листку сохранять такую форму около года. А поскольку хараксиновые пользуются своим убежищем лишь в течение недели, а потом покидают его, чтобы окуклиться, то в остальное время «трубочка», как правило, занята насекомым или членистоногим, включая жуков, сверчков, пауков и даже других хараксиновых гусениц. И как показали исследования ученых, таким жилищем пользуются десятки видов этих мелких животных. В биологическом заповеднике в юго-восточной Бразилии ученые провели эксперимент. Они сами свернули в трубочку несколько листьев кротона, излюбленного хараксиновыми гусеницами растения, и проверяли их каждые 15 дней. Оказалось, что во время сухого сезона (с июня по сентябрь) количество членистоногих на листьях, часть которых свернута в трубочку, было в девять раз больше, чем на обычных листках. И даже в сезон дождей (с декабря по март) на листьях с «трубочкой» этих мелких животных было в пять раз больше, чем на не тронутых гусеницей. Таким образом «трубочки»-жилища хараксиновых гусениц в тропических лесах служат для многих мелких животных убежищем от хищников и защитой от ультрафиолетового излучения и высыхания.