Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Факт

"Пуговица – это оберег": история одного костюма

Ксения Колотенко
24 сентября 2016
/upload/iblock/c61/c618cb40ecf87b98cf9619e27e9f01fd.jpg
Фото: Отдел Украины, Белоруссии, Молдавии Российского этнографического музея, Санкт-Петербург
/upload/iblock/ff9/ff9b35bc4ab84e9c90b002a8f29a7f17.jpg
Костюм мужской серба морлака, село Буковица, Задарский округ (Далмация), Австро-Венгерская империя. Середина XIX века.
У редкого традиционного костюма из тех, что хранятся в музеях, сыщется конкретный хозяин. И уж совсем редко хозяина знают «в лицо». Вот один такой счастливый случай.
На сохранившейся фотографии 1866 года в праздничной одежде запечатлен молодой серб морлак Божидар Новакович из села Буковица в Далмации, бывшей в то время частью Австро-Венгерской империи. Более всего его костюм впечатляет множеством пуговиц, функциональных и декоративных, а также завязок, застежек и крючков. Этот костюм, центральный экспонат выставки «Сто одежек – сто застежек», проходящей в Российском этнографическом музее, напоминает нам о том, что пуговица – это оберег. Ее сакральная задача – отпугнуть нечистую силу. Кроме того, с древних времен застежки информировали окружающих о статусе и этнической принадлежности человека. Всего на выставке представлено более 200 разнообразных застежек из коллекций музея. «Пуговиц на одежде должно быть нечетное число. Любая завязка или пояс защищает хозяина от нечистой силы уже тем, что смыкается в магический круг, – рассказывает директор музея Владимир Грусман. – Пряжки, крючки и петли символизируют единство мужского и женского, потому что порознь не могут выполнить свою задачу».
/upload/iblock/441/4417afee095067c24dcd23dba7e59737.jpg
Фото: Отдел Украины, Белоруссии, Молдавии Российского этнографического музея, Санкт-Петербург
/upload/iblock/237/2379faa1108eee872bb4659e6b184bec.jpg
Фото: Отдел Украины, Белоруссии, Молдавии Российского этнографического музея, Санкт-Петербург
/upload/iblock/019/019e672c62b284b7ac45bd717fd0184d.jpg
Фото: Отдел Украины, Белоруссии, Молдавии Российского этнографического музея, Санкт-Петербург
Костюм Новаковича интересен и другими архаичными элементами одежды региона Динары, в которой прослеживается влияние военной моды феодального периода. Носили такие костюмы состоятельные граждане. Особенно выделяется безрукавка, йечерма, из красного сукна: спереди она украшена металлическими полусферами – иликами, а вдоль левого борта расположены декоративные шаровидные металлические пуговицы – пуцад. Поверх безрукавки надета куртка, копоран: несмотря на пуговицы и петли, чаще всего она служила накидкой, так как безрукавка и пояс должны были оставаться на виду. Сам кожаный пояс, пашняча, с отделениями для огнестрельного оружия и длинного кинжала в серебряных ножнах, тоже был обязательным элементом. К костюму прилагался второй пояс – кожаный ремень с двумя подсумками для пороха и патронов. Суконные штаны – беневреки – были особого кроя: зауженные в голени штанины, застегивающиеся на множество крючков. Под коленями беневреки подвязывались кожаными декорированными ремнями на застежках. Поверх них надевались шерстяные наголенники – бечве на крючках, шерстяные вязаные носки с разрезанным суконным ободом, застегивавшиеся на внутренней стороне голени. Завершала наряд обувь из сыромятной телячьей кожи и переплетением из ремешков овечьей кожи – опуташи. То, что этот мужской костюм сохранился сам и сохранил память о владельце, – чудо, особенно если учесть, сколько войн прошло на Балканах за последние 150 лет.