Журнал №193, октябрь 2019

Патриция Эдмондс
30 июня 2017
/upload/iblock/d44/d4424064c0a3b267c108663348193ff9.jpg
Фото: Джерри Монкман/MYN/Nature Picture Library
Несколько дней самка прыскает мочой в логово своего возлюбленного. Одурманенный запахом, тот соглашается на прелюдию в норке – взаимные поглаживания усиками и ножками, покрытыми вкусовыми рецепторами, продолжаются еще некоторое время. Для пары американских омаров это обычный секс.
Если самка убедилась, что нашла надежного защитника, она начинает обнажаться, медленно сбрасывая твердый панцирь и карман, где хранила сперму предыдущего партнера. После линьки она остается в опасно мягком новом покрове, так что самцу приходится стоять на страже, пока ее облачение не затвердеет. В новом панцире тоже предусмотрен карман для спермы, и самец помещает ее туда с помощью особых совокупительных ножек.

Как только одна партнерша удалится, самец столь же радушно приютит другую. Тем временем самка воспользуется спермой для оплодотворения тысяч яиц, которые будет носить у себя под хвостом около года, пока не выведутся личинки.

Увы, продолжению рода омаров угрожают климатические изменения, предрекает Диана Кауан, основательница Общества защиты омаров. По ее словам, когда вода холодная – зимой ее температура колеблется между -1 и +4 градусами Цельсия, – часть запасов энергии рака расходуется на созревание яиц и спермы. При прогреве воды выше 4–5 градусов, омары затрачивают почти всю энергию на рост. Если из-за изменений климата вода постоянно будет слишком теплой, они просто перестанут размножаться.

АРЕАЛ
Атлантические воды Северной Америки.

ОХРАННЫЙ СТАТУС
По оценке МСОП, в настоящее время находится под наименьшей угрозой.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ
Американские омары, употребляемые в пищу, весят в среднем полкило. Масса самой крупной за всю историю промысла особи превысила 20 килограммов.