Журнал №189, июнь 2019
Офрис.
/upload/iblock/976/97669cd4c3ea6d39653def1651675ff8.jpg
Гортерия раскидистая.
/upload/iblock/586/5866a781cb46a85528d5d55083a856c4.jpg
Cypripedium fargesii – орхидея из рода циприпедиевых.
/upload/iblock/8b0/8b00f3ae53368c22d362b66f28d73d83.jpg
Раффлезия. Фото из статьи: «Оазис эндемиков».
Некоторым растениям приходится изображать насекомых и гнилую пищу, чтобы привлечь своих опылителей.
Некоторые растения привлекают насекомых-опылителей не вкусным нектаром, а хитростью. К таковым относятся, например, орхидеи. Причудливые формы лепестков и чашелистиков некоторых видов напоминают самих опылителей – пчел, бабочек или мух. Так, цветок орхидеи из рода офрис (Ophrys) напоминает сидящую на нем пчелу, шмеля или муху, а также испускает феромоны самок насекомых. Заметив такую орхидею, самец-опылитель пытается спариться с цветком. Безусловно, сделать у него это не получается, зато к нему прилипает пыльца, которую самец потом переносит на другой цветок. Подобным же способом привлекает насекомых распространенная в Южной Африке гортерия раскидистая (Gorteria diffusa), на лепестках которой имеются темные пятна, похожие на пчел. А вот орхидеи подсемейства циприпедиевые (Cypripedieae), которые произрастают в горах юго-запада Китая, притворяются излюбленным лакомством своих опылителей - грибных мушек. Они питаются пораженными грибком листьями и плодами. Поэтому для привлечения этих насекомых цветки циприпедиевых орхидей выделяют запах растений, зараженных грибком. И, кроме того, эти орхидеи имеют темные пятна на своих листьях, подобные тем, что есть у зараженных грибком растений. Таким же образом привлекает насекомых-опылителей (как правило, лесных мух) всем известная раффлезия (Rafflesia), которая своим видом и запахом напоминает разлагающееся мясо. Все эти растения используют насекомых в своих целях и ничего не дают им взамен. Однако и не причиняют вреда, что нельзя сказать о растениях-хищниках. Они прибегают к похожим способам привлечения насекомых, но почти не оставляют им шансов выжить. Подробнее об этом можно прочитать в нашей статье - «Мастера изящных убийств».