National Geographic №195, декабрь 2019

Самый южный вулкан

Людмила Ремизова
14 мая 2012
/upload/iblock/2ce/2cea6f2d3a5e86c5ba52743e1f166c21.jpg
Вид вулкана Эребус из космоса. Фотография НАСА.
/upload/iblock/d93/d93cddb284569243a27440a4ab2e4e76.jpg
Вид на Эребус, открывающийся с Обзорного холма у Мак-Мердо - крупнейшего поселения и важного исследовательского центра в Антарктиде. Фотограф: Кеннет Класси.
Вулкан Эребус на острове Росса - самый южный из активных вулканов планеты.
Эребус – самый южный из действующих вулканов, но не самый высокий в Антарктиде. Высота Эребуса достигает 3794 метров, поэтому он занимает лишь второе место по высоте после вулкана Сидлей, превышающего Эребус на несколько сотен метров. Эребус является и самым активным вулканом Антарктиды, в его кратере плещется уникальное лавовое озеро. Вулкан-рекордсмен был открыт в 1841 году участниками английской экспедиции, которую возглавлял сэр Джеймс Кларк Росс. Эребус не единственный вулкан на острове Росса, рядом с ним расположено еще три вулкана, например, вулкан Террор, находящийся в 30 километрах от Эребуса. Названия самым известным вулканам района дали корабли экспедиции, «Эребус» и «Террор». Любопытно, что Эребус расположен в «неожиданном», на первый взгляд, месте. Обычно вулканизм приурочен к границам литосферных плит: например, вулканы Камчатки находятся на границе Евразийской и Тихоокеанской плит. Но как мог вулкан вырасти внутри древней и относительно стабильной Антарктической плиты? Оказывается, вулканы возникают и в «необычных» местах, там, где к поверхности поднимаются горячие мантийные потоки. Глубинный жар расплавляет вышележащую земную кору. В геологии такие горячие места так и называют – «горячие точки». Самый известный пример действия подобной горячей точки – вулканы Гавайских островов. В море Росса действует такая же горячая точка, она и определяет вулканическую активность в этом районе.