Журнал №193, октябрь 2019

Смертельная любовь богомолов

Софья Демьянец
15 августа 2012
/upload/iblock/224/22401e67853fb29c68024646a81c3db8.jpg
Богомол может поворачивать голову на 180 градусов.
/upload/iblock/91f/91f3461dd4874ad81c038f4868a8e26f.jpg
Трапеза богомола.
/upload/iblock/3b3/3b36035763fa83531ba864d652ea0396.jpg
Спаривание богомолов. Фото из статьи «Богомол».
После спаривания самец богомола остается без головы.
Конечно, возлюбленная может разбить вам сердце. Однако если вы самец богомола, то, скорее всего, лишитесь головы.

Почти сразу после начала спаривания самки некоторых видов богомолов откусывают голову самцу. Ещё какое-то время сперма будет продолжать передаваться самке, однако самец будет уже мертв. После спаривания самка отложит от 10 до 400 яиц в своеобразную капсулу, созданную из застывшего пенистого белкового материала – оотеку. А её повесит на травинку или ветку дерева, после чего, вполне вероятно, отправится доедать своего кавалера.

Такое поведение самки объясняется необходимостью обеспечить свое потомство белком ещё на ранней стадии развития яиц. Безусловно, в дальнейшем самка богомола, как самцы, будет питаться не себе подобными, а бабочками, сверчками, кузнечиками и другими насекомыми.

Обычно охота богомолов начинается с маскировки. Поскольку все они, как правило, зеленого или коричневого цвета, то легко сливаются с растениями и землей. Богомол терпеливо выжидает свою добычу, а как только она оказывается рядом, стремительно хватает её передними лапами. Причем, для того, чтобы точно не упустить добычу, лапы богомола снабжены маленькими острыми шипами.

Наблюдение ученых за богомолом китайским (Tenodera sinensis) в 1987 году показало, что тот перед спариванием старается «убедить» самку не есть его, исполняя своеобразный брачный танец. Существует предположение, что такие же танцы исполняют и некоторые другие виды настоящих богомолов. Вот так выглядит брачное поведение самки богомола обыкновенного (Mantis religiosa):