Журнал №190, июль 2019

Социальные пауки

Софья Демьянец
05 марта 2013
/upload/iblock/e53/e53e1c57d4688bbf5dcc9af1f7ffa3da.jpg
Автор: Yathin S Krishnappa.
Особи некоторых видов пауков живут и охотятся вместе, а не поодиночке.
Сегодня науке известно около 420 тысяч различных видов пауков. Большинство из них живет обособленно, и только приблизительно 60 видов предпочитает жить и охотиться вместе. Таких пауков называют социальными. Одним из наиболее интересных видов подобных животных является обитающий в Эквадоре Theridion nigroannulatum. Несмотря на то что этот паук был описан ещё в 1884 году, ученые узнали о его необычном образе жизни относительно недавно. Так, T. nigroannulatum, как и все социальные пауки, плетут общую для всей колонии сеть, обволакивающую листья и ветви одного или нескольких кустарников. Колония этого вида обычно состоит из нескольких десятков особей, но может разрастись и до многих тысяч. Однако когда особей в колонии становится слишком много, пауки разделяются на несколько небольших колоний. В ночное время суток пауки начинают охотиться. Для этого, затаясь на обратной стороне листа, они ждут, пока какое-нибудь насекомое не коснется нити их паутины. Как только это случается, группа пауков выбегает из укрытия, нападает на жертву и впрыскивает в неё свой яд. Обездвиженную добычу пауки относят к остальным членам колонии, и они все вместе приступают к трапезе. Причем, если добыча крупная, то пауки несут её по очереди, сменяя друг друга через некоторые промежутки времени. Любопытно, что у пауков Theridion nigroannulatum самки разного размера, подобно самкам в пчелиных семьях. Как известно, крупная самка-пчела занимается воспроизводством, а маленькие самки – поиском пищи. Однако подобного разделения труда у пауков этого вида не было замечено. Чем обусловлено различие самок пауков в размере, ученым только предстоит выяснить.