Журнал №193, октябрь 2019

Степная тиркушка – птица-трансформер

Текст и фото: Владимир Паньков
01 августа 2018
/upload/iblock/766/766b815b742a19b563222606ccbc98d0.jpg
В полете степная тиркушка очень похожа на ласточку – длинные заостренные крылья и хвост вилочкой, но ее ближайшие родственники – кулики и чайки.
/upload/iblock/833/83382aa019ca07f31b3d3faf7e753096.jpg
Если в полете степная тиркушка похожа на ласточку, то на земле она выглядит как кулик.
Питается «трансформер» тоже по-разному: ловит насекомых на лету, как ласточка, или собирает их, бегая по земле, словно кулик. Сразу после прилета с зимовки на юге Африки (обычно в апреле) тиркушки носятся в воздухе, собирая широко открытым клювом мух и прочих крылатых насекомых. В мае они прямо на земле откладывают яйца, и тогда самец и самка предпочитают в прямом смысле слова подножный корм, чтобы не оставлять надолго гнездо, если так можно назвать кучку из нескольких прутиков и листиков, без присмотра. Обитает тиркушка в бедных травой полупустынях, выбирая самые голые участки на возвышенностях, причем предпочитает те, где пасется скот: в таких местах бывает много насекомых-копрофагов, и, значит, птицам всегда есть чем поживиться. Когда в середине лета птенцы становятся на крыло, тиркушки собираются в стаи и питаются в основном саранчовыми, которые как раз в это время образуют кочующие скопления. К сожалению, из-за механизированной обработки почв эти птицы стали редкими: включены и в Красную книгу России, и в Международную, как вид, находящийся под угрозой. Относительно стабильные популяции тиркушек с колониями до 150 пар сохранились лишь в южной части Европейской России и в Казахстане.