Журнал №190, июль 2019

17 января 2013
/upload/iblock/d3e/d3e53e03cf2a25469103c690d54cc712.jpg
Гриб Panellus stipticus.
/upload/iblock/0d2/0d2b7b97ae8c0d72ad7f89167eea3d65.jpg
Гриб Omphalotus olearius. Автор: Noah Siegel.
/upload/iblock/5c0/5c0235cba391448f87f627c69a568559.jpg
Гриб Mycena chlorophos.
Многие грибы могут излучать видимый свет.
Давно известно, что некоторые живые организмы, такие как рыбы, насекомые и даже грибы могут излучать видимый свет. О последних, кстати, говорится ещё в работах древнегреческого философа Аристотеля, а также писателя Плиния Старшего. Однако в наши дни у исследователей есть ещё немало вопросов о природе святящихся грибов. Как и у других организмов, испускающих свет, биолюминесценция у грибов возможна благодаря химической реакции с участием кислорода и люциферина, светоизлучающего биологического пигмента. В результате этого ткани гриба, в которых происходит реакция, светятся зеленоватым светом. Большинство видов грибов излучают слабый свет, который можно заметить только в очень темных условиях, но есть и такие, которые светятся достаточно ярко. Например, гриб Poromycena manipularis зачастую имеет настолько интенсивное свечение, что его можно заметить с расстояния 40 метров от него. Под светом P. manipularis можно даже читать. Сегодня известно около 70 видов грибов, способных к биолюминесценции, но до сих пор точно не ясно, зачем же грибы испускают свет. По одной из гипотез исследователей, свечение необходимо некоторым грибам для привлечения ночных животных, которые распространяют их споры, помогая тем самым размножаться. А согласно другой версии, излучаемый свет гриба служит предупреждением о его ядовитости для животных. Читайте также нашу статью о грибах - «Во власти грибов».