Журнал №193, октябрь 2019

/upload/iblock/1be/1be13245c79066eee8b0c45dfc9d5dce.jpg
Фото: ИИМК РАН, Санкт-Петербург
/upload/iblock/c5f/c5fb07d9b12e873e3af305cde6d2ee8a.JPG
Фото: ИИМК РАН, Санкт-Петербург
Археологи обнаружили артефакт одной из самых загадочных археологических культур Центральной Азии – окуневской.
Окуневская культура существовала в эпоху ранней бронзы (XXV–XVIII века до новой эры) в минусинских степях на Среднем Енисее. Каменную плиту с «личиной» обнаружили археологи Саянской экспедиции.

«На перекрытии могилы на одном из вскрытых курганов лежала каменная плита с высеченной на ней (и прекрасно сохранившейся) окуневской “личиной”, – рассказывает Андрей Поляков, руководитель экспедиции. Поражает ее сохранность: целые “личины” встречаются редко, так как при возведении курганов они использовались не как ритуальные предметы, а как стройматериал – видимо, к этому времени они уже утратили сакральное значение». Ученые предполагают, что найденная «личина» могла быть изображением божества с тремя глазами, клыками и другими особенностями.

Окуневская культура получила название по урочищу Окунев улус на юге Хакасии, где в 1928 году нашли могильник с характерными предметами. По большей части искусство окуневцев представлено наскальными изображениями, предметами мелкой художественной пластики и антропоморфными каменными изваяниями.