Журнал №193, октябрь 2019

/upload/iblock/406/406195b2c1926c24214737b6a8b01e40.jpg
Автор: Fritz Geller-Grimm.
/upload/iblock/a48/a48bf48f5dbacdf869305ea552b7c157.jpg
«Поцелуй» Platystoma seminationis.
Мухи Platystoma seminationis «целуются» во время брачного ритуала.
Platystoma seminationis – именно так называется вид небольших мух, прославившихся своим романтическим, но ещё малоизученным ритуалом ухаживания. Кроме «танцующих» движений, которые особи выполняют во время этого ритуала, он особен тем, что по его окончании спаривающиеся особи «целуются». Так, в начале брачного ритуала самец и самка Platystoma seminationis сидят на некотором расстоянии друг от друга. Голова самки направлена в сторону заднего конца тела партнера, а голова самца также расположена напротив конца брюшка самки. Передвигаясь небольшими шажками по кругу, особи через некоторое время оказываются на более близком расстоянии друг от друга. И в какой-то момент они останавливаются. Самка поднимает свое желтое брюшко вверх, и самец несколько раз касается хоботком её задней части. Таким образом, по предположению ученых, мухи устанавливают химическую связь друг с другом. Продолжение ритуала зависит от готовности самки к спариванию. Особи могут остановить свой ритуал и начать спариваться, могут повторить уже совершенные действия или же перейти к другому этапу. Чаще всего, ритуал Platystoma seminationis продолжается следующим образом: самец забирается на самку, зацепившись передними лапками за её крылья и обвив её брюшко задними. А самка со своим партнером на спине расправляет крылья и «танцует», кружась из стороны в сторону. Всё это продолжается до тех пор, пока самец не переместит свои лапки на голову самке - тогда пара замрет в таком положении на какое-то время. Пара соединяется своими хоботками и в течение некоторого времени, будто бы целуясь, остается в таком положении. Но как бы ни была удивительна эта часть ритуала, ученым, увы, пока точно неизвестно, какую же функцию выполняет этот «поцелуй». Увидеть «целующихся» мух можно, например, в густых зарослях на юге Англии, где они распространены. Интересно, что первая часть названия Platystoma seminationis переводится как «большой рот». И действительно, диаметр хоботка мухи этого вида довольно большой: по размеру он лишь немного меньше диаметра её головы.