Журнал №193, октябрь 2019

«Ужасный ящер»: кемеровский динозавр

Андрей Журавлев
21 декабря 2017
/upload/iblock/292/2924022f4537b792f5560474209ec45a.jpg
Сейчас скелет взрослого сибирского динозавра (длина 2,5 метра) выставлен в Палеонтологическом музее имени Ю. А. Орлова, но скоро он займет достойное место в экспозиции Кемеровского областного краеведческого музея.
Фото: ПИН РАН
«Ужасные ящеры» в России вовсе не редкость: их кости встречаются в Сибири, на Дальнем Востоке, даже в Подмосковье. А в 2014-2016 годах палеонтологи нашли в Кемеровской области целую "залежь" – около двух десятков полных скелетов взрослых динозавров и их детенышей.
В 2014-2016 годах специалисты из Кемеровского областного краеведческого музея и Палеонтологического института имени А. А. Борисяка Российской академии наук (ПИН РАН) открыли целую «залежь» позднемеловых динозавров в окрестностях села Шестаково на севере Кемеровской области – около двух десятков полных скелетов взрослых и детенышей Psittacosaurus sibiricus. Представители этого рода были широко распространены в середине мелового периода (136-99 миллионов лет назад) в Восточной Азии, и, видимо, от них ведут свое начало огромные – 6-8 метров длиной – рогатые динозавры Северной Америки. Возможно, что в Новый Свет предки этих растительноядных гигантов попали через Сибирь. «В отличие от поздних рогачей пситтакозавры передвигались как на двух, так и на четырех ногах, а вот череп у них еще не имел ни рогов, ни костного воротника, – рассказывает участник раскопок Евгений Мащенко из ПИН РАН. – Вместо воротника у сибирского ящера были развиты щечные костные выросты». Не исключено, что вдоль хвоста у этого динозавра проходил гребень из длинных волосовидных чешуй: такое украшение обнаружено у его китайских родственников. Вместе с пситтакозаврами в лагунных отложениях на юге Сибири найдены остатки гигантских завропод, нескольких разных хищных динозавров, летающих ящеров, крокодилов и черепах. «Череп ящера, испытавший серьезные пластические деформации, был изучен с помощью компьютерной томографии, – говорит директор Палеонтологического музея имени Ю. А. Орлова ПИН РАН Александр Карху, – и реконструирован с учетом закономерностей роста организма, затем копию черепа отпечатали на 3D-принтере». В итоге ученые получили полную реконструкцию скелета одного из видов, сыгравшего важную роль в эволюции позднемеловых динозавров.