Журнал №191, август 2019

Зеленые друзья амбистомы

Софья Демьянец
23 января 2013
/upload/iblock/07d/07dd3bd675efb49b81820f742a5bf527.jpg
Пятнистая амбистома. Автор: Scott Camazine.
В тканях эмбрионов пятнистой амбистомы живут водоросли, которые снабжают их кислородом и глюкозой.
Населяющая восточную часть США и Канады пятнистая амбистома (Ambystoma maculatum) - на сегодняшний день единственное позвоночное, которое может получать кислород и питательные вещества с помощью фотосинтезирующих водорослей, живущих в ней. Однако делать это могут лишь эмбрионы амфибии. Так, ещё в 1888 году биологи обнаружили, что в яйцах пятнистой амбистомы часто содержатся одноклеточные зеленые водоросли Oophila amblystomatis. Они проникают туда примерно через час после того, как самка отложила яйца в лужу. В прошлом году удалось выяснить, что водоросли живут не только в яйцах, но и во внутренностях зародыша, и даже в его клетках. Между эмбрионами амбистомы и водорослями существуют взаимовыгодные отношения. Водоросли потребляют углекислый газ, выделяемый зародышем, а затем в результате фотосинтеза выделяют кислород, которым дышит зародыш. Кроме того, эмбрион получает не только кислород от водорослей, но и питание - производимая ими глюкоза всасывается клетками организма амфибии. Иными словами, водоросли приносят огромную пользу зародышам амбистомы. Эмбрионы, в которых мало водорослей или нет вообще, медленнее растут, а их выживаемость гораздо ниже, чем у тех, в которых водорослей много. В то же время водоросли хоть и получают необходимый им углекислый газ от амбистом, тем не менее могут обходиться без амфибий. К тому же исследователям пока ещё не удалось обнаружить все преимущества для водорослей от этих отношений.