Журнал №192, сентябрь 2019

Желтобрюхий сцинк

Софья Демьянец
30 августа 2011
/upload/iblock/d2c/d2cc992917fc808bd5259a52250a6f3a.jpg
В зависимости от климата желтобрюхий трехпалый сцинк может быть живородящей или яйцекладущей рептилией.
Фото: Doug Beckers/Flickr.com/CC BY-SA 2.0
/upload/iblock/0b4/0b407021da13cf36fa21e13ef8f40948.jpg
Были найдены желтобрюхие сцинки, оболочка яиц которых истончалась настолько, что становилась лишь сравнительно плотной мембраной. Считается, что от этих особей произошли живородящие сцинки.
Желтобрюхий трехпалый сцинк является одновременно и живородящей, и яйцекладущей рептилией.
Небольшая рептилия, похожая на змею с ножками, - желтобрюхий трехпалый сцинк – способна и к живорождению, и к откладыванию яиц. Однако каким из этих способов сцинк будет производить на свет потомство, зависит от климата в месте обитания рептилии.

Так, например, если желтобрюхий сцинк (Saiphos equalis) живет в теплых прибрежных районах Нового Южного Уэльса, то он откладывает яйца. А в холодной горной местности этого же австралийского штата желтобрюхий сцинк – живородящая рептилия.

По мнению ученых, такая смена способов рождения детенышей вполне объяснима. В природе живорождение является преимуществом в прохладном климате (характерном как раз для северных горных районов Нового Южного Уэльса), поскольку в теплой утробе эмбрион будет дольше развиваться. В то время как у малышей, вылупившихся из яиц, больше шансов выжить в теплых районах. Можно сказать, это яркий пример эволюции. Ученым удалось обнаружить даже «промежуточное звено» в этой эволюционной цепочке сцинков. Биологи из Университета Восточного Теннеси нашли желтобрюхих сцинков, удерживающих яйца в своем теле дольше сородичей. Оболочка яиц таких сцинков истончалась, пока не превращалась в плотную мембрану. Ученые полагают, что от этих особей произошли живородящие сцинки.