Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Факт

Знаете ли вы свою кошку?

Нина Строклик
13 октября 2017
/upload/iblock/11b/11b6e6fa212b2d391c71c287184dd2a0.jpg
Фото: Сет Кастил
/upload/iblock/ac5/ac556895afcadd7bfce6dc9c133f6876.jpg
Фото: Rainer Stropek / Flickr.com
Любят ли кошки людей – или попросту воспринимают их как источник еды? Этим вопросом задаются не только хозяева, но и ученые.
Oтчет в журнале Behavioural Processes обнадежит кошатников. Ученые проследили за реакциями взрослых кошек на четыре категории раздражителей (пища, игрушки, запахи, взаимодействие с человеком) – и установили: большинство животных предпочитало общение с человеком даже еде.

По словам одного из соавторов эксперимента Кристин Витали Шрев из Университета штата Орегон, подобное исследование проводилось в 1990-х годах на собаках, и теперь ученые решили взяться за кошек, которых зачастую считают необучаемыми индивидуалистами. Оказывается, кошек можно обучать точно так же, как и собак. Главное – подобрать правильные поощрения. В дальнейшем Кристин собирается изучать способы обучения кошек с учетом их предпочтений.

Все знают, что эмоции кошек трудно истолковать. Так, ученые-ветеринары из Пизанского университета выяснили, что большинство владельцев кошек не распознают сигналов стресса у питомцев. «Хозяева собак знают куда больше о поведении своих животных», – говорит автор исследования Кьяра Марити. А вот кошатники нередко воспринимают поведение любимцев как нормальное для всей породы, а не как особое эмоциональное состояние.

В прошлом году в Швеции начато пятилетнее исследование взаимодействия кошек с человеком, цель которого – выяснить, реагируют ли эти животные на интонации человеческой речи, и научиться по мяуканью определять их эмоции и желания.

Что еще мы не знаем о кошках? Например, на фотографии вверху котенок напуган или весел? Подсказка: он прыгает за игрушкой, которая висит перед камерой.

Еще пара фактов. Journal of Comparative Psychology пишет об опытах, во время которых кошкам и собакам нужно было решить головоломку. Выяснилось, что, сталкиваясь с трудной задачей, собаки обращаются за помощью к человеку, а кошки продолжают искать решение самостоятельно.

Ученые из Франции, проанализировав митохондриальную ДНК из останков 200 древних кошек, выяснили, что эти животные распространялись по миру сначала вместе с земледельцами с Ближнего Востока, а потом – с мореплавателями.