National Geographic №195, декабрь 2019

/upload/iblock/1b4/1b4ee7f42dc2325763b595ce0c31affb.jpg
/upload/iblock/d7c/d7c63753dea3c643f26ec7da4a55d8ff.jpg
/upload/iblock/4b0/4b0d761b282d0b5f24b89c79913a1877.jpg
Фото: TheFazerGroup
Готовясь к кризису продовольствия, который неминуемо ждет планету в будущем, финская компания приступила к выпуску хлебцев из муки, содержащей перемолотых насекомых.
Несколько лет назад ООН опубликовала исследование, рекомендующее употреблять в пищу больше насекомых: это может стать решением при нехватке продовольствия в будущем. Первой европейской страной, отозвавшейся на вызов времени, стала Швейцария: здесь с 2017 года на прилавки магазинов поступили котлеты и фрикадельки, изготовленные из овощей с добавлением мучных червей. Производитель, компания Essento, уверяет, что подобная пища, не отличаясь внешне от привычной, является более полезной и экологически чистой. А финский представитель пищевой промышленности, Fazer, расширил линейку своих хлебобулочных изделий хлебцами, изготовленными на основе сверчков.

С 24 ноября одиннадцать супермаркетов Хельсинки, в которых расположены прилавки Fazer, предложили покупателям инновационные хлебцы. В следующем году число магазинов вырастет до 47. Изготовление одного хлебца требует примерно 70 сушеных сверчков. Их перемалывают и добавляют в обычную муку. Насекомые составляют 3% от общего веса готового изделия. Стоимость хлебца – 3,99 евро (обычный хлеб в Финляндии стоит около 3 евро).

Fazer не сомневается, что за этим рецептом – будущее, что обусловлено не только нехваткой продовольствия, с которым столкнется человечество. Немаловажным является экологический аспект: в отличие от коров, являющихся источником метана и вносящих свой вклад в глобальное потепление, сверчки совершенно «безобидны» с этой точки зрения. При этом они содержат достаточное количество протеина, а их массовое производство обходится значительно дешевле.

В ряде стран мира, в первую очередь Азии и Африке, питание насекомыми распространено с давних времен. По данным ООН, человечество использует в пищу около 1900 видов; ежегодно их потребляют до 2 млрд человек по всей планете. К Финляндии и Швейцарии вскоре присоединятся Британия, Нидерланды, Бельгия, Австрия и Дания: здесь приняты законы, разрешающие выращивать и продавать насекомых для употребления в пищу.

Узнайте о мороженом, содержащем жуков.