Журнал №189, июнь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Легенды не врут: вика существует!

National Geographic Россия
27 сентября 2017
/upload/iblock/fac/fac9dbb90149e8320b2e81c1005ada9a.jpg
Так выглядит вика, резидент острова Вангуну.
Фото: Velizar Simeonovski/The Field Museum
Семь лет поисков не прошли даром: в 2017 году на Соломоновых островах нашли доказательство существования гигантской крысы, ранее известной только по рассказам местных жителей.
Впервые о вике – гигантской крысе, живущей на деревьях, – исследователь Тайрон Лейвери услышал во время визита на Соломоновы острова в 2010 году. Он побывал на архипелаге еще десять раз, но единственной найденной им крысой до поры оставалась обычная черная (Rattus Rattus).

Ученый уже смирился с мыслью, что вид, очевидно, перешел в разряд вымерших, когда ему позвонил рейнджер с острова Вангуну, обнаруживший под упавшим деревом 46-сантиметровую крысу рыжего окраса. К моменту, когда Лейвери добрался до животного, оно уже умерло от полученных травм, а его мягкие ткани разложились. Тем не менее часть скелета, череп, нижняя челюсть и фрагменты шерсти уцелели, что позволило ученым провести полноценное лабораторное исследование.

Результаты анализа показали, что это действительно новый вид, чьим ближайшим родственником являются гигантские серебристые крысы с Гуадалканала, еще одного острова, входящего в состав архипелага. Вид получил название Uromys vika – таким образом Лейвери отдал дань “оригинальному” обозначению животного. Последний раз новый вид грызуна на Соломоновых островах описывали 80 лет назад.

“Я просто в восторге от этого животного, – говорит зоолог университета Аделаиды Кристофер Хелген. – О большинстве видов грызунов на Соломоновых островах мы знаем либо по слухам, либо по найденным в пещерах костям или фрагментам кожи. Эта же находка просто первоклассна”.