Журнал №189, июнь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Олуша по имени Найджел: умерла самая одинокая птица на свете

02 февраля 2018
/upload/iblock/de0/de080db266f9abbf5c2445070a1a1ac0.jpg
Фото: Christopher Stephens/Friends of Mana Island
/upload/iblock/790/790d6d775a4a415681a0dfd7bfb28cb3.jpg
/upload/iblock/a00/a0006fd63ff83de92295d7a0f4a726f6.jpg
/upload/iblock/3f3/3f3c233f9ac58e09b59f146a759d36a2.jpg
/upload/iblock/f80/f80fc8cbc80ed3654f4928cce4101c86.jpg
Фото: Friends of Mana Island
На новозеландском острове умерла одинокая птица Найджел — северная олуша, безуспешно пытавшаяся найти себе пару.
Неподалеку от Веллингтона находится остров Мана, имеющий печальную с точки зрения экологии историю. В XIX веке здесь активно развивалось сельское хозяйство, и островитяне вырубили леса под пастбища. После исчезновения деревьев остров покинули птицы и звери, однако уже в середине XX века овцы массово погибли из-за инфекции.

Новозеландский природоохранный департамент принял решение вернуть острову его прошлое: здесь запустили программу по озеленению территории и заселению животными. В 1989-1991 годах на острове была проведена крупнейшая на тот момент операция по уничтожению популяции мышей: этот инвазивный вид угрожал жизни многих других представителей фауны.

В 1998 году было создано общество друзей острова (Friends of Mana Island), и его члены приступили к восстановлению экологического баланса на этом участке суши. Сюда привозили животных и птиц тех видов, которые водились на Мане в прошлом, и большинство проектов увенчалось успехом.

Однако северные олуши (лат. Morus bassanus) пролетали мимо острова, не строя на нем гнезд. Биологи предложили заманить их на Ману необычным способом: искусственная «колония» птиц могла бы привлечь внимание олуш, и они захотели бы остаться в месте, где уже «осели» их сородичи. На протяжении нескольких лет волонтеры создавали и расставляли по острову бетонные скульптуры олуш, выполненные с максимальной точностью. В них были встроены динамики, которые воспроизводили крики олуш и работали от солнечных батарей.

В 2016 году на приманку обратил внимание самец, получивший имя Найджел. Он первым среди птиц этого вида поселился на острове.

На следующий год Ману для проживания выбрал еще один самец, получивший имя Норман, а чуть позже популяция олуш на острове уже достигала 4 особей. Три из них начали обустраивать колонию, однако Найджел продолжал держаться особняком. Оказалось, что он принял бетонных птиц за свою семью: экологи заметили, что он ухаживает за одной из скульптур, общается с ней и даже собирает материал для гнезда.

1 февраля один из смотрителей обнаружил Найджела мертвым. Первая за 40 лет олуша острова Мана так и не нашла себе настоящую пару и умерла в одиночестве, окруженная бетонными копиями. Представители природоохранного департамента отмечают, что несмотря на трагичность истории Найджела, его жизнь не прошла зря: он смог привлечь на остров других олуш, а оставшиеся три особи, в свою очередь, дают надежду на возрождение популяции.
 Узнайте о том, как одинокий шимпанзе ищет друзей.