National Geographic №195, декабрь 2019

/upload/iblock/88e/88e2424193422cf9dcfe2e2574f303c3.jpg
Фото: Muhammad Mahdi Karim/Wikipedia
/upload/iblock/9ac/9acf26c723c6a6da65cb262728ebaf50.jpg
Фото: Verily Life Sciences
Комары переносят вирусы – такие, как вирус лихорадки Западного Нила или Зика. Для того, чтобы уменьшить численность этих насекомых, ученые выпустят на улицу миллионы новых. Противоречия в этом нет: лабораторные комары должны уничтожить своих обычных собратьев.
В калифорнийском городе Фресно в течение 20 недель будет проводиться эксперимент: каждые семь дней ученые будут выпускать на свободу по миллиону комаров Aedes aegypti. Проект под названием Debug Fresno реализуется компанией Verily Life Sciences при поддержке ряда ученых. Лабораторные исследования велись с конца прошлого года, а теперь пришло время для первого полевого испытания. Все 20 миллионов комаров – самцы, зараженные бактерией вольбахия (лат. Wolbachia). Одно из ее действий – так называемая дегенерация эмбрионов, то есть невозможность зараженного организма произвести на свет жизнеспособное потомство. Поскольку в природе людей кусают только самки комаров – увеличение численности насекомых за счет самцов на жителях города не отразится. Зато, по прогнозам ученых, самки больше не смогут откладывать живые яйца, и в перспективе популяция комаров значительно уменьшится. В случае успеха первого эксперимента он будет распространен на другие населенные пункты США. Узнайте об аналогичном эксперименте, проводившемся в Бразилии. Американские ученые подчеркивают разницу: если бразильские коллеги генетически модифицировали комаров, то в данном случае ДНК насекомых не менялось.