Журнал №193, октябрь 2019

Фото: NOAA Okeanos Explorer Program
/upload/iblock/3a7/3a7f604632ddfc4530fab6180e2b5b32.jpg
Фото: NOAA Okeanos Explorer Program
/upload/iblock/6f2/6f2d6206abdfea525d9d765c173a61ff.jpg
2. Гренландская полярная акула.
Фото: Internet Archive Book Images
До недавнего времени самым долгоживущим позвоночным на планете считался гренландский кит, но его рекорд был побит почти в два раза: гренландская полярная акула может прожить около четырех сотен лет.
Изучением возраста гренландских полярных акул (Somniosus microcephalus) занимались морские биологи Университета Копенгагена вместе с коллегами из других стран. Этот вид обитает в холодных водах Атлантики значительно севернее, чем прочие акулы. Достигая в длину 4-5 метров, они питаются рыбой и падалью.

Гренландские акулы на протяжении многих лет являлись объектом промысла (из их печени добывали жир), что привело к сильному сокращению популяции. Животные встречаются как у поверхности, так и на глубине более двух тысяч метров, однако из-за удаленности мест их обитания они почти не изучены. Ученым известно, что в год гренландская акула вырастает на 0,5-1 см, что с учетом длины ее тела позволяет сделать предположение о ее долголетии.

Для уточнения этих данных биологи провели радиоуглеродный анализ ядра хрусталика глаза 28 женских особей, в разное время попадавшихся в сети рыбаков. Длина их тела варьировалась от 81 до 502 см. Ядро хрусталика растет в течение всей жизни животного, увеличивая количество хрусталиковых волокон. Разбирая слои, ученые могут выделить ткань, которая сформировалась на эмбриональной стадии развития организма, и по содержанию в ней изотопа углерода-14 определить его возраст.

Результаты научной работы опубликованы в 2016 году в журнале Science. Специалисты установили, что средний возраст взрослых особей составляет 272 лет (с погрешностью ± 120), половой зрелости животные достигают к 150 годам, а самая старая из числа исследованных особей дожила как минимум до 392 лет.

Это делает гренландских полярных акул долгожителями-рекордсменами среди позвоночных. Ранее эту позицию удерживал 211-летний гренландский кит (Balaena mysticetus). Причина столь длительного срока жизни – как для гренландской акулы, так и для гренландского кита – по всей видимости объясняется средой их обитания: низкой температурой воды и, соответственно, медленным метаболизмом.

А если рассматривать продолжительность жизни у беспозвоночных, то здесь рекордсменами являются моллюски Arctica islandica, которые доживают до 507 лет.

Узнайте о самом крупном организме на планете, которому минуло 80 тысяч лет.