Кораллы залива Кимбе: возвращение в рай
Долгие годы Дэвид Дубиле мечтал вернуться сюда: его не отпускали воспоминания о подводном рае.«Есть рифы, которые пребывают в постоянном движении – как на абстрактных полотнах Джексона Поллока, – говорит Дубиле. – Но Кимбе царственно-спокоен, безмятежен – в духе Клода Моне». Герои этой картины – 536 видов кораллов (более половины всех существующих в мире) и около 900 видов рифовых рыб. В здешних водах бок о бок обитают причудливые существа, большие и малые – от кашалота до карликового морского конька. Сегодня на далеком рифе все по-прежнему. В отличие от азиатских прибрежных рифов его не коснулись проблемы перенаселения. Здесь не ведется промысловое рыболовство. И, что немаловажно, у него есть надежные защитники. Среди тех, кто стоит на страже рифа, – некоммерческая организация из США The Nature Conservancy, разработавшая план по созданию в заливе 14 заповедных зон. Этот план поддерживает местная природоохранная и образовательная организация «Страж моря», а также Центр самоуправления Папуа – Новой Гвинеи, который помогает населению оберегать природные ресурсы. Если хотите увидеть здоровый риф, приезжайте в Кимбе, советует Джеффри Джонс. Джонс преподает морскую биологию в австралийском Университете Джеймса Кука, а риф в Кимбе изучает без малого 16 лет. Одна из главных особенностей рифа – очень крупная колония бычков, небольших рыбок, необычайно требовательных к месту обитания. Самые консервативные делают выбор раз и навсегда. «Если этот коралл вдруг исчезнет, рыбы исчезнут вместе с ним», – говорит Джонс. Кораллы и рыбы, к счастью, целы и невредимы. Но нельзя забывать, что рифы не бессмертны. Им наносит вред повышение кислотности океана, чрезмерный вылов рыбы, сельскохозяйственные отходы. Главный же враг рифов – глобальное потепление: оно запускает цепь событий, в результате которых кораллы обесцвечиваются – теряют свои симбиотические водоросли, без которых жить уже не могут. К сожалению, реальность никогда полностью не совпадает с мечтой. «Когда я вернулся в залив, там бушевали ливни, одни из самых свирепых за последние десятилетия», – вспоминает Дубиле. Климатические изменения нарушают устоявшиеся природные циклы по всей планете. В заливе Кимбе пик сезона муссонных дождей в этом году неожиданно пришелся на март – месяц, когда обычно бывает ясно и прохладно. Мощные ливневые потоки хлынули с берега в залив, отчего внутренние воды помутнели, и Дэвиду пришлось осваивать более отдаленные рифы. И все-таки жизнь продолжается. Залив Кимбе – это все те же серебристые рыбки, сверкающие кораллы и кроваво-красные горгонарии, что запали в душу Дубиле 17 лет тому назад. Но что готовит нам завтрашний день? Более половины рифов на территории Папуа – Новой Гвинеи находятся под угрозой исчезновения. Рифы – хрупкие создания. Такие же хрупкие и призрачно-волшебные, как лучшие сны, которые невозможно забыть.
Сегодня на далеком рифе все по-прежнему. В отличие от азиатских прибрежных рифов его не коснулись проблемы перенаселения. Здесь не ведется промысловое рыболовство. И, что немаловажно, у него есть надежные защитники. Среди тех, кто стоит на страже рифа, — некоммерческая организация из США The Nature Conservancy, разработавшая план по созданию в заливе 14 заповедных зон. Этот план поддерживает местная природоохранная и образовательная организация «Страж моря», а также Центр самоуправления Папуа — Новой Гвинеи, который помогает населению оберегать природные ресурсы.
Если хотите увидеть здоровый риф, приезжайте в Кимбе, советует Джеффри Джонс. Джонс преподает морскую биологию в австралийском Университете Джеймса Кука, а риф в Кимбе изучает без малого 16 лет. Одна из главных особенностей рифа — очень крупная колония бычков, небольших рыбок, необычайно требовательных к месту обитания. Самые консервативные делают выбор раз и навсегда. «Если этот коралл вдруг исчезнет, рыбы исчезнут вместе с ним», — говорит Джонс.
Кораллы и рыбы, к счастью, целы и невредимы. Но нельзя забывать, что рифы не бессмертны. Им наносит вред повышение кислотности океана, чрезмерный вылов рыбы, сельскохозяйственные отходы. Главный же враг рифов — глобальное потепление: оно запускает цепь событий, в результате которых кораллы обесцвечиваются — теряют свои симбиотические водоросли, без которых жить уже не могут.
К сожалению, реальность никогда полностью не совпадает с мечтой. «Когда я вернулся в залив, там бушевали ливни, одни из самых свирепых за последние десятилетия», — вспоминает Дубиле. Климатические изменения нарушают устоявшиеся природные циклы по всей планете. В заливе Кимбе пик сезона муссонных дождей в этом году неожиданно пришелся на март — месяц, когда обычно бывает ясно и прохладно. Мощные ливневые потоки хлынули с берега в залив, отчего внутренние воды помутнели, и Дэвиду пришлось осваивать более отдаленные рифы.
И все-таки жизнь продолжается. Залив Кимбе — это все те же серебристые рыбки, сверкающие кораллы и кроваво-красные горгонарии, что запали в душу Дубиле 17 лет тому назад. Но что готовит нам завтрашний день? Более половины рифов на территории Папуа — Новой Гвинеи находятся под угрозой исчезновения. Рифы — хрупкие создания. Такие же хрупкие и призрачно-волшебные, как лучшие сны, которые невозможно забыть.