Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

Акулы научат людей отращивать зубы

16 февраля 2016
/upload/iblock/f4e/f4e00db8d0997ea690b1f672ac15a5e6.jpg
Фото: Alejandro De La Cruz/Flickr.com
/upload/iblock/8a2/8a2f42d3c7fd7859218b134a752d814a.jpg
Фото: GorissenM/Flickr.com
/upload/iblock/307/3077d751421615903495ce62b6cf9b3f.jpg
Фото: Blue Mountains Library/Flickr.com
/upload/iblock/271/2715f70cd7a75cfd57567cb99128c905.jpg
Фото: fredrik Andreasson/Flickr.com
/upload/iblock/8e3/8e31c3dffcff0de96922775b7e9ea4ef.jpg
Фото: Jeff Kubina/Flickr.com
Британские ученые обнаружили у акул гены, позволяющие им регенерировать свои зубы на протяжении всей жизни. У человека эти гены тоже есть, но они «спят». Достаточно «пробудить» их – и беззубые рты уйдут в прошлое.
Зубы большинства акул имеют форму острых конусов и сидят на хрящах верхней и нижней челюстей. Их регулярная смена происходит по принципу конвейера: после того, как один из зубов выпадает, с внутренней стороны челюсти вырастает новый. По своему строению и происхождению это видоизмененные плакоидные чешуи (пластинки, лежащие в волокнистом слое кожи и состоящие из костного вещества остеодентина).

Исследование механизма появления у акул новых зубов провели специалисты из Университета Шеффилда в Великобритании; о его результатах рассказано в пресс-релизе.

Ученым удалось выделить специальный набор эпителиальных клеток, формирующих зубные пластинки и активирующих непрерывное продолжение регенерации зубов. Как полагают исследователи, ответственные за это гены присутствовали у всех первых позвоночных. Даже спустя 450 миллионов лет эволюции они сохранились: у акул – в максимальной степени активности, а у человека – в «сокращенном режиме». Сменив молочные зубы на коренные, гены «засыпают», считая свою миссию выполненной. Эволюционно это объяснимо: если у акул зубы являются основным инструментом охоты, и им необходимо быть острыми и сильными, то человек год от года совершенствует внешние инструменты, позволяющие ему выживать.

Однако даже у людей традиционный механизм иногда дает сбой: известно немало случаев, когда у пожилых людей зубы начинают расти заново. Авторы исследования считают, что эта способность может быть доступна всему человечеству: для этого потребуется «разбудить» спящие гены. С изобретением нового метода генной инженерии CRISPR-Cas9 это вполне возможно. Метод заключается в селективном редактировании генома ферментом, узнающим необходимую последовательность цепи ДНК «по наводке» комплементарного ей РНК «гида».

CRISPR признан крайне эффективным: с его помощью можно найти способы излечения целого ряда заболеваний — от рака до наследственных генетических расстройств. В 2015 году его создатели получили Нобелевскую премию.

У жителей Помпеев были хорошие зубы