Журнал №192, сентябрь 2019

Альпийские лягушки

Текст: Мэл Уайт Фотографии: Сирил Руозо
17 мая 2011
/upload/iblock/c6c/c6c9d566bd3fd62de7605cc43e0f8627.jpg
Из-за особенностей климата травяные лягушки с Альп спешат жить еще до наступления теплой поры.
/upload/iblock/895/895309cf976259812607708cdec5f6e4.jpg
/upload/iblock/011/0115c04256c37c29f1d173a9c9245273.jpg
Поиск партнера часто начинается под водой, когда лед на поверхности еще не растаял. Фотограф Сирил Руозо слышал весенние брачные крики самцов даже из-подо льда альпийских прудов.
/upload/iblock/b31/b31cb545c9e966fe584c336697a95509.jpg
/upload/iblock/dec/decedcb734e7244f65c0cff84abe8820.jpg
/upload/iblock/432/4329cac064514e3c4cc1d82c43891aab.jpg
Фото: Сирил Руозо
Короткое лето приходит в Альпы – и местные лягушки пускаются во все тяжкие.
Едва выбравшись из еще покрытых льдом прудов, обитающие в Альпах на высоте 2000 метров травяные лягушки (Rana temporaria) не теряют времени даром. Самцы сразу начинают ухаживать за прекрасными дамами, и вскоре пара приступает к спариванию. Здесь, на Массиве Бофор в Верхней Савойе, лед порой не сходит с водоемов до июня, оставляя земноводным всего пару месяцев, за которые самки должны успеть отложить икру, а вылупившиеся из икринок головастики – превратиться в лягушат. Несмотря на такие жесткие рамки, холодостойкий вид Rana temporaria распространен практически по всей Европе, ведь он приспособлен к самым суровым условиям существования. Альпийские лягушки развиваются медленнее родственников, обитающих в умеренном климате, но вырастают более крупными и живут дольше (12 лет против 5, отведенных равнинным видам).
Альпийские лягушки вырастают более крупными и живут дольше: 12 лет против 5, отведенных равнинным видам.
Спаривание Rana temporaria происходит в позиции, называемой «амплексус», когда меньший по размеру самец обхватывает подругу сзади и «ездит» на ней пару дней, а то и больше. Нерест происходит весной, но иногда пары впадают в зимнюю спячку уже в амплексусе – многомесячные объятия дают преимущество, позволяя начать спаривание, едва придет тепло. Икра высокогорных лягушек может быть на 30 процентов крупнее икры особей из равнинной местности, в результате на свет появляются более увесистые головастики, очень быстро вырастающие во взрослых лягушат. Кроме того, икра и головастики горных амфибий выработали устойчивость к генетическим мутациям, вызываемым сильным физическим мутагеном – ультрафиолетовым излучением, которое особенно интенсивно на высоте, в разреженном воздухе.