Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Американские хомячки охотятся на скорпионов

28 октября 2013
/upload/iblock/829/8292cc811ce5f1f2dda5afcb3ac565b5.jpg
Кузнечиковый хомячок Мирнса Onychomys arenicola. Фото с сайта www.mammalsociety.org.
/upload/iblock/ccf/ccfd0b7ce6c7c1a505249ccea83d77fb.jpg
Северный кузнечиковый хомячок Onychomys leucogaster. Иллюстрация из книги «Дикие животные Северной Америки» (1918).
Живущие в США хомячки рода Onychomys не только не боятся скорпионов: они сами нападают на этих членистоногих и едят их. Американские ученые выяснили, почему яд скорпионов на хомячков не действует.
Представители рода Onychomys носят название «кузнечиковые хомячки», или «скорпионовые хомячки»: эти активные и ловкие животные питаются небольшими грызунами, ящерицами, а в некоторых случаях - ядовитыми скорпионами Centruroides sculpturatus. В ходе исследования, которое провели биологи университета штата Мичиган, выяснилось, что хомячки не чувствуют боли. Ученые сравнили поведение обычных мышей и кузнечиковых хомячков при укусе скорпиона (в рамках эксперимента речь шла об инъекциях). Если мыши тут же начинали лизать место укола, тратя на это в среднем 3,5 минуты, то хомячки уделяли ранке не более девяти секунд. Обычно яд скорпиона способствует открытию пропускающих ионы натрия каналов в мембране клетки, вызывая активность рецепторов, ответственных за ощущение боли в месте укуса. В частности, у млекопитающих ионный канал Nav1.7 инициирует сигнал боли, в то время как Nav1.8 передает этот сигнал в мозг. Оба канала работают синхронно. Но у скорпионовых хомячков структура ионных каналов оказалась иной. Яд оказывает положенное ему действие на канал Nav1.7, при этом Nav1.8 тем же ядом блокируется. В ходе дальнейших исследований выяснилось, что хомячки Onychomys также не реагируют на другие вещества, которые вызывают чувство боли у мышей – помимо яда скорпионов, опыт проводился и с формалином. Ученые отмечают, что такое изменение в структуре ионных каналов стало результатом эволюции: утратив реакцию на причиняемую скорпионами боль, хомячки получили большой выбор пищи. В мире известно около 1750 видов скорпионов, и у каждого из них яд состоит из смеси различных токсинов. Хомячки Onychomys, живущие в засушливых пустынях США, приспособились к охоте на скорпионов Centruroides sculpturatus, обитающих в штатах Аризона, Колорадо, Техас и в Мексике. Против ядов других скорпионов хомячки могут быть уязвимы. Тем не менее, изучение механизма блокировки ионных каналов может оказаться полезным при создании обезболивающих средств в медицине.