Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Аномальные дожди уничтожили микробов в пустыне

16 ноября 2018
/upload/iblock/f73/f735a22f97808e0fb4e3665eee53e032.jpg
/upload/iblock/19b/19b750fc6581925f45bd2ea3051bbeea.jpg
/upload/iblock/f2d/f2dd9b9db1ba5edb405c26616195e17e.jpg
Фото: Pixabay.com
В самый засушливый регион мира пришли дожди, и это пагубно сказалось на экосистеме.
Чилийская пустыня Атакама считается самой сухой на Земле. Здесь зарегистрирована самая низкая влажность воздуха – 0%, в некоторых участках дожди не выпадали как минимум 500 лет, а в других осадки бывают раз в десятилетие. Посмотрите, как расцветает пустыня в эти дни. В пустыне представлено более чем 200 эндемичных видов растений, которые научились надолго погружаться в «спящий режим».

Подстроились под экстремальную засуху и микроорганизмы. Но теперь привычный ритм оказался сбит: в последние три года дожди в Атакаме зачастили (март и август 2015 года, а затем июнь 2017 года). Отметив эту тенденцию, ученые предположили, что дополнительная влага даст организмам стимул к росту, но получилось наоборот. Не все жизненные формы, которые в ходе эволюции приспособились к засушливым условиям, смогли столь стремительно перестроиться под влажность.

Влияние на растения еще не изучалось, но популяции микробов в почве Атакамы уже сократились на 75-87%. Клетки этих организмов испытали «осмотический шок»: разрыв цитоплазматической мембраны в результате избыточного насыщения водой. И хотя для экосистемы Атакамы эти процессы могут быть пагубными – само по себе явление радует ученых: оно позволяет больше узнать о том, как микробы адаптируются к экстремальным условиям.

Самая засушливая пустыня мира с ее агрессивной средой в научных работах нередко рассматривается как модель Марса. Наблюдая, как вода почти уничтожила мир пустынных микроорганизмов, ученые смогли предположить, что и на Красной планете появление жидкой воды могло способствовать исчезновению жизни. Узнайте, какими на Марсе были озера.